Выполнять перенос для других людей непросто. Чтобы осуществить такой перенос, сначала вы сами должны упражняться до получения ясных знаков осуществления практики.
Есть два способа выполнения практики для других: первый - представить центральный канал и прану умирающего, а затем выталкивать сознание вверх, чтобы сделать перенос; другой - объединиться с центральным каналом человека, которому вы стараетесь помочь, а затем сделать перенос.
Некоторые боятся практики пова, поскольку она подразумевает выход сознания из тела, что, по сути, равнозначно смерти, но на самом деле настоящий перенос происходит лишь тогда, когда человек умирает, потому что только в этот момент он действительно к нему готов: сознание вот-вот покинет тело и объединить этот процесс умирания с практикой легче.
Когда человек жив и здоров, обычно перенос не происходит, даже если бы вы захотели. Лишь немногие, очень способные практики повы могут это сделать, но учение предостерегает от такого поступка, поскольку, если ваше время еще не пришло, это будет равносильно самоубийству.
Но иногда для этого могут быть серьезные причины. Например, мой дядя и двое других учителей, которых держали в тюрьме, однажды утром сделали пову, и все трое умерли одновременно. То же самое случилось с моим учителем из монастырской школы, передавшим мне практику нгондро Лонгчен ньингтиг, которую я выполнил дважды, также я дважды проходил у него обучение практике пова. Этот учитель был по-настоящему опытным практиком Лонгчен ньингтиг и выполнял пову идеально. Однажды во время культурной революции этот учитель крикнул ПХЭТ и умер.
Поскольку китайское начальство велело ему выступить с публичной самокритикой, то два охранника, китаец и тибетец, пришли конвоировать его до установленного места. По пути они проходили мимо горы, известной тем, что в древности люди исполняли там Танец оленя. Старый учитель попросил разрешения остановиться передохнуть, объяснив, что слишком устал, чтобы идти дальше.
Китаец согласился и воспользовался случаем, чтобы отойти и облегчиться. Старый учитель сел на камень, и тибетец, оставшийся рядом с ним, видел, как учитель внезапно крикнул ПХЭТ! и умер, избежав таким образом необходимости подвергнуться публичной самокритике.
Другой пример выдающейся способности повы имел место в Кхамдогаре, где жил мой учитель Чангчуб Дордже. В Кхамдогаре находился женский монастырь. Среди его обитательниц была довольно пожилая монахиня, которую сам учитель считал прекрасным практиком повы. Однажды все монахини на несколько дней отправились на природу в чудесное место, где поставили палатку; они жили там, наслаждаясь летним солнцем, учась и практикуя.
В один прекрасный день появился сурок и остановился прямо напротив их палатки; он сел выпрямившись на задние лапы и стал свистеть и озираться по сторонам. Тогда молодая монахиня в шутку сказала старой:
- Tы знаменитый практик повы, почему бы тебе не сделать перенос для этого сурка, который как раз сидит в нужной позе?
- Я не хочу его убивать, нельзя пову для того, кто жив и здоров, - ответила старая монахиня.
Молодая возразила:
- Да ведь он зверек, а пова для животного может делом благим и полезным.
Старая монахиня снова отказалась. Тогда молодая сказала, что та отказывается потому, что на самом деле не может этого сделать.
Так спор продолжался, пока не вмешались другие монахини, сказав:
- Если ты сможешь сделать для этого сурка перенос, мы потом будем делать для него очищение.
Тогда старая монахиня спросила, какую практику очищение они собираются выполнять. Они сказали, что будут делать шитро с тысячекратным подношением и что практика будет продолжаться много дней.
Заручившись их твердым обещанием, старая монахиня согласилась и выполнила призывание и очень точную визуализацию. В конце она крикнула ПХЭТ, и в тот же миг сурок упал замертво.
Монахини были так взволнованы и поражены, что, вернувшись, рассказали о случившемся Чангчубу Дордже. На это учитель сказал: «Если вы делаете очищение, то все не так страшно, но, вообще говоря, нехорошо делать пову для людей или других существ, которые еще живы».
Это примеры того, какими способностями может обладать человек, если очень хорошо упражняется в этой практике.
Намкай Норбу Ринпоче