Питхи ( букв. сидение, пьедестал) - новое название сакральных мест в литературе тантр. Возможно, название указывало на укорененность божеств в конкретном месте, а возможно на связь с землей. Сначала оформилась концепция четырех изначальных питх, которая проходит через всю тантрическую литературу, как буддийскую, так и шактийскую: Камарупа, Пурнагири, Джаландхара, Удиянна. Первое упоминание о 4-х питхах мы видим в Буддийской Хеваджра тантре (8век). Эта концепция перекочевала во все шактийские тантры. Приведу список питх из Хеварджра Тантры. Помимо главных 4 питх, описаны и второстепенные места - Упапитхи, Кшетры, Упакшетры, Чандохи, Упачандохи, Шмасаны, Упашмасаны, Пилавы и Упапилавы:
Четыре Питхи - Джаландхара , Удиянна, Пурнагири, Камарупа; Три Упапитхи - Малава, Нагара, Синдху; Четыре Кшетры - Мунмуни, Каруньяпатака, Девикота, Кармарапатака; Четыре Упакшетры - Кулата, Арбуда, Годавари, Гимадри; Пять Чандох - Харикела, место проявленное в центре океана, Лампака, Канчи, Саураштра; Четыре Упачандохи - Калинга, Золотой остров (Суварнадвипа), Конкана; Два Шмасана - Место, где собираются преты (то есть кладбища), Морское побережье; Два Упашмасана - сад, край бассейна с водой; Восемь Пилав - окраины города, окраины деревни, Чарита, Кошала, Виндхья, Кашмира, Каумарапаурика, Кайратамандала; одна Упапилава - места по соседству с местами Пилавы.
В Буддийской Чакрасамвара тантре также упомянут список из 24 питх, но несколько отличающийся от списка Хеваджры: Четыре Питхи - Уддияна, Джаландхара, Пуллиямалая и Арубда; Четыре Упапитхи - Годавари , Рамешвара, Девикота и Малава; Два Кшетры - Камарупа и Одра; Два Упакшетры - Тришакуни и Кошала; Две Чандохи - Калинга и Лампака; Две Упачандохи - Каччи и Хималая; Две Мелапаки - Претапури и Грихадевата; Две Упамелапаки - Саураштра и Суварнадвипа; Два шмашана - Нагара и Синдху; Два Упашмашана - Мару и Кулата.
В шайвистой/шакийской тантре помимо упомянутых четырех, мы видим и другие питхи. В Рудраямале (10в.) упомянуто 10 питх:
1). Джаландхара, 2). Уддияна, 3). Пурнагири, 4). Камарупа, 5). Варанаси, 6).Джваланти (Джваламукхи), 7). Маявати (возле Харидвара), 8). Мадхупури (Матхура), 9). Айодхья (возле Файзабада) и 10). Канчи (Кондживирам в районе Чинглепут).
А Кубджика-тантра насчитывает 42 центра шактисткого культа. В Кубджикамата-тантре (11в.) появляется список 50 питх. Такой же список содержится в Амбамата-самхите и Иогини-хридае, являющейся важной Тантрой, посвященной культу богини Трипуры. Все эти тексты, несомненно, были созданы до 12 века.
Эти четыре питхи - Камарупа (Камакьхья), Пурнагири, Джаландхара и Уддияна - образуют треугольник, символически представляющий лоно (vulva) женского божества. В тантрах школы Кубджика этим божеством оказывается богиня Кубджика. Как и в случае с другими тантрическими божествами, одним из основных аспектов Кубджики является ее лишенное формы проявление в образе магического звука. Поэтому треугольник, образованный четырьмя главными питхами, делится на сорок девять малых треугольников, соответствующих знакам санскритского алфавита и, таким образом, представляет собой «лоно мантр». Похожую схему мы находим в садханах буддийской тантры Ваджрайогини (см. фото).
Первоначально питхи мыслились только как реальные объекты, существующие в реальном географическом пространстве, которые верующим требуется посещать. Однако потом появляется идея о соответствии питх тем или иным объектам из совершенно других классов. Эта идея развивается до той степени, что реальные питхи фактически исчезают, ценность физического паломничества полностью умаляется, и на место этого встают символы, операции с которыми служат содержанием сложных духовных практик. Так возникла мандала тела, в которой питхи располагались внутри тела cадхака, практикующего божество.
http://www.sanskrit.su/sakral.htm
Питхи ( букв. сидение, пьедестал) - новое название сакральных мест в литературе тантр. Возможно, название указывало на укорененность божеств в конкретном месте, а возможно на связь с землей. Сначала оформилась концепция четырех изначальных питх, которая проходит через всю тантрическую литературу, как буддийскую, так и шактийскую: Камарупа, Пурнагири, Джаландхара, Удиянна. Первое упоминание о 4-х питхах мы видим в Буддийской Хеваджра тантре (8век). Эта концепция перекочевала во все шактийские тантры. Приведу список питх из Хеварджра Тантры. Помимо главных 4 питх, описаны и второстепенные места - Упапитхи, Кшетры, Упакшетры, Чандохи, Упачандохи, Шмасаны, Упашмасаны, Пилавы и Упапилавы:
Четыре Питхи - Джаландхара , Удиянна, Пурнагири, Камарупа; Три Упапитхи - Малава, Нагара, Синдху; Четыре Кшетры - Мунмуни, Каруньяпатака, Девикота, Кармарапатака; Четыре Упакшетры - Кулата, Арбуда, Годавари, Гимадри; Пять Чандох - Харикела, место проявленное в центре океана, Лампака, Канчи, Саураштра; Четыре Упачандохи - Калинга, Золотой остров (Суварнадвипа), Конкана; Два Шмасана - Место, где собираются преты (то есть кладбища), Морское побережье; Два Упашмасана - сад, край бассейна с водой; Восемь Пилав - окраины города, окраины деревни, Чарита, Кошала, Виндхья, Кашмира, Каумарапаурика, Кайратамандала; одна Упапилава - места по соседству с местами Пилавы.
В Буддийской Чакрасамвара тантре также упомянут список из 24 питх, но несколько отличающийся от списка Хеваджры:
Четыре Питхи - Уддияна, Джаландхара, Пуллиямалая и Арубда; Четыре Упапитхи - Годавари , Рамешвара, Девикота и Малава; Два Кшетры - Камарупа и Одра; Два Упакшетры - Тришакуни и Кошала; Две Чандохи - Калинга и Лампака; Две Упачандохи - Каччи и Хималая; Две Мелапаки - Претапури и Грихадевата; Две Упамелапаки - Саураштра и Суварнадвипа; Два шмашана - Нагара и Синдху; Два Упашмашана - Мару и Кулата.
В шайвистой/шакийской тантре помимо упомянутых четырех, мы видим и другие питхи. В Рудраямале (10в.) упомянуто 10 питх:
1). Джаландхара, 2). Уддияна, 3). Пурнагири, 4). Камарупа, 5). Варанаси, 6).Джваланти (Джваламукхи), 7). Маявати (возле Харидвара), 8). Мадхупури (Матхура), 9). Айодхья (возле Файзабада) и 10). Канчи (Кондживирам в районе Чинглепут).
А Кубджика-тантра насчитывает 42 центра шактисткого культа. В Кубджикамата-тантре (11в.) появляется список 50 питх. Такой же список содержится в Амбамата-самхите и Иогини-хридае, являющейся важной Тантрой, посвященной культу богини Трипуры. Все эти тексты, несомненно, были созданы до 12 века.
Эти четыре питхи - Камарупа (Камакьхья), Пурнагири, Джаландхара и Уддияна - образуют треугольник, символически представляющий лоно (vulva) женского божества. В тантрах школы Кубджика этим божеством оказывается богиня Кубджика. Как и в случае с другими тантрическими божествами, одним из основных аспектов Кубджики является ее лишенное формы проявление в образе магического звука. Поэтому треугольник, образованный четырьмя главными питхами, делится на сорок девять малых треугольников, соответствующих знакам санскритского алфавита и, таким образом, представляет собой «лоно мантр». Похожую схему мы находим в садханах буддийской тантры Ваджрайогини (см. фото).
Первоначально питхи мыслились только как реальные объекты, существующие в реальном географическом пространстве, которые верующим требуется посещать. Однако потом появляется идея о соответствии питх тем или иным объектам из совершенно других классов. Эта идея развивается до той степени, что реальные питхи фактически исчезают, ценность физического паломничества полностью умаляется, и на место этого встают символы, операции с которыми служат содержанием сложных духовных практик. Так возникла мандала тела, в которой питхи располагались внутри тела cадхака, практикующего божество.
Reply
Leave a comment