Читал намтар Защитника Дза Рахулы и нашёл там весьма распространённый мотив: связь Рахулы с планетами как их управителя - в разрубании его тела на восемь кусков в ходе казни, когда он был ещё бодхисаттвой и был оболган и неправедно убит. И я припомнил символическое объяснение схожего плана - о Рудре из коренного текста Ваджракилаи. И даже 24 питхи (священных мест) дакинь тоже связывают с мотивами символического расчленения. Так вот... Это мысли моего собрата:
Индийская традиция восьми кремационных земель восходит к обычаю располагать восемь кладбищ вокруг большого города, чтобы удовлетворить необходимость в проведении различных похоронных ритуалов для различных каст. Святость места кремации брахманов не должна была нарушаться трупами шудр.
Мифологически система восьми кладбищ восходит к легенде об уничтожении демона Рудры. Тело Рудры с отрубленными членами было сброшено с горы Малая. Четыре части тела Рудры - чакры головы, сердца, живота и гениталий - упали по четырем главным сторонам света, а отрубленные руки и ноги - по четырем промежуточным. На месте падения частей тела затем выросли восемь великих деревьев, вокруг которых развернулись святилища восьми кремационных земель.
Эти восемь великих деревьев, символизирующих центральный канал тонкого тела, иконографически изображаются на каждом из восьми кладбищ, формирующих часть защитного круга в большинстве мандал анутарайогатантры. Восемь защитников местности присутствуют над их ветвями и восемь защитников направлений - под ними. Каждому из кладбищ также соответствует махасиддха, ступа, нага, драгоценность, огонь, облако, гора и озеро. Стервятники, вороны, совы, шакалы, волки, псы, тигры и змеи пожирают лежащие трупы. Йоги и йогини, человеческие и божественные видьядхары практикуют среди якшей, привидений, ветала, прета, ракша, пишачи и гандхарвов. Кремационная земля называется «совершенной», если содержит четыре вида трупов. Это - свежие трупы, а также изувеченные, повешенные и гниющие трупы, а также скелеты и «безумные трупы» - ветала. Символизм этих элементов, согласно тантре Ямантаки:
Кладбища - полный путь колесниц Сутры и Тантры.
Свежие трупы - циклическое существование, непостоянство и страдание рождения, болезни, старости и смерти.
Изувеченные трупы - аннигиляция эго. Образы, служащие противоядием от привязанности.
Скелеты - пустота.
Ветала - отсутствие самости.
Плотоядные звери - реализация стадии Зарождения. Звери терзают «трупы» обыденных проявлений и концепций.
Нага - практика шести или десяти парамит.
Драгоценности в руках нага - четыре способа привлечения учеников.
Деревья - центральный канал.
Озера - относительная бодхичитта.
Облака - капли белой бодхичитты в макушке головы.
Огонь - туммо.
Защитники направлений - «ветер нисходящей пустоты», расположенный сразу под пупком.
Защитники местности - «ветер поддерживающий жизнь», расположенный в сердце.
Горы - непоколебимость однонаправленной концентрации на единство великого блаженства и пустоты.
Ступы - достижение трех тел Будды.
Йоги и йогини - держатели тантрических обетов и обязательств.
Видьядхары - реализовавшие стадию порождения.
Махасиддхи - практики Тантры, реализовавшие стадию завершения; достижение восьми великих сиддхи.
Защитный круг восьми кладбищ - переживание 16 блаженств; восемь блаженств, порождаемых восходящими и нисходящими каплями белой бодхичитты, входящими в каждую из четырех главных чакр, и восемь блаженств, порождаемых восходящими и нисходящими каплями красной бодхичитты.
Также 8 кладбищ трактуются как символы 8 сознаний:
Пять индрия-виджнян + Мановиджняна + Клиштамановиджняна + Алаявиджняна = 8 виджнян/сознаний.
Одна из особенностей тантризма: макрокосм соотнесён с микрокосмом садхака. Соответственно, в ваджрном теле имееются и места 8 кладбищ и т.д. Соответственно, имеются и праны, действующие в этих центрах. И более того - существуют практики приглашения посланников (вестников, мессенджеров) с различных мест силы в тело садхака (например, в ступени мандалы тела приглашение некоторых дакинь). Отсюда вывод, что внутреннее не отменяет внешнего.
Особенность поздних комментариев высших тантр - замена внешних паломничеств практикой мандалы тела (каямандала).
-------------------------
Смысл паломничества в тантризме имеет многоуровневое значение. Известно, что 24 места Ваджра Херуки и Бхайравы почти идентичны, так же как и 50 мест йогини, упоминаемые в Хеваджра-тантре, идентичны шактапитхам хинду. В индуистской тантре мне где-то встречались объяснения, что эти места соответствуют различным формам ишта-дэвата, представляющим определённые качества (часто это соответствует манифестациям в мандале свиты). Дэваты мандалы часто делятся на круги тела, речи-энергии, ума со своими месенжерами магической активности и т.д.
Есть хорошие комментарии на инициацию Калачакры, где инициируемого "представляют"различным деватам мандалы, и те, даруя благословение, очищают различные структуры инициируемого. Изучая некоторые аспекты совершения садханы Трипурасундари посредством пуджи Шри-янтры, натолнулся на ту же структуру,- поочерёдный вход через развличные врата, подношение индивидуально каждому дэвату мандалы, повторение мантры и визуализация, внутреннее очищение и т.д.
-------------------------
Таким образом, паломничество по "местам силы"аналогично работе с различными аспектами ишта-дэвата (йидама), которые очищают определённые омрачения. Там же обитают специфические мессенджеры магической активности (духи/веталы). Деревья? Ну, так традиционно определённые духи селятся в старых больших деревьях. Ступы? Я думаю, это "генераторы силы", аналогичные лингамам и дхуни более старых дравидских культов.
-------------------------
Я думаю, что наши проблемы в отсутствии переводов на европейские языки соответствующих тибетских текстов. И вторая проблема, что не все индийские тексты с этими деталями были переведены на тибетский (почти во всех циклах переводились лишь самые короткие тантры, упоминая лишь названия более развёрнутых текстов).
Ещё кое что о Рудре. Ранее я упоминал об 11 Рудрах, которые, собственно, и делают воплощение возможным. Когда энергии Экадаша Рудр покидают тело, сознание переходит во власть махарудры (или Махадэва, Шивы). Это возрение одной из школ джьотиша. Таким образом, символ убийства Рудры - это рассечение сил, привязывающих нас к жизни/самсаре. Убийство Рудры - развоплощение-освобождение. А внешне, в паломничестве, путешествия по местам падения частей тела рассечённого Рудры, я думаю, связано с этапами практики отсечения привязанностей к сансаре. Что-то вроде "развязывания узлов", держащих "душу в теле":). В цикле Ваджракилы есть такие практики в ритуалах абхичаруки.