* * *
В наставлениях ваджраяны есть "истина примера". Это когда нужно символически выразить нечто предельное так, чтобы готовый к тому ученик воспринял это непосредственно, то есть чтобы при понимании этого символа сознание ученика изменилось и понимание не осталось лишь интеллектуальным.
Когда пытаются выразить тождество сансары и нирваны, показать, как это устроено, говорят о зеркале и отражениях в нем. Это соответственно нирвана и сансара. Так вот, можно ли оторвать отражения от зеркала, как-то взять их и отделить от него физически? Нет. Но есть разные пути практики, исходя из этого: можно зашторить зеркало, и вот оно уже пусто (!), и это сутра и практика отречения; можно выбирать сплошь благие объекты для отражения (внешние тантры), можно направить зеркало в небо (высшие тантры), а можно просто осознавать всё так, как оно есть, - все отражения как отражения, а зеркало как зеркало, несмотря на их неразделимость)).
В этом смысле у Дхармы нет автора, а Дхармой её делает сама сущность учений. Именно поэтому Будда Шакьямуни перед проповедью кланялся своему пустому трону как символу Учения.