Прочитал статью Терентьева. Как обычно в этой теме, толком ничего не понятно )) Для меня всё это выглядит как типичное занятие студентов на лабораторках - подгонка данных под нужный (зачем-то) результат, не в укор великим будь сказано :) Благодаря ряду таких описаний классификации я некогда полагал, что, если мы самопорождаемся в форме, допустим, Зелёной Тары или Амитаюса, то это метод йога-тантры. Хотя вроде как это считается крийя. По части картинки - не знал, что это тоже неварский стиль, относил это обозначение только к милым и забавным, практически мультяшным, плоским изображениям)
В ньингма крия-тантру практикуют без самопорождения, а в гелуг - с ним. А что в этом вас обескураживает? Нужно всего лишь перестать искать "единственно верное учение", это ошибка ума.
Основание простое - очевидное различие методов. Всё остальное - лишь попытки более или менее популярных способов объяснения различий:). Я сталкивался с великими практиками, которые вообще на вопрос о том, какого класса тот или иной метод, говорили: "Ты, что - не доверяешь самому методу?" Все попытки объяснения вторичны по отношению к методу, который уже есть в той или иной тантре. В этом смысле забавно, что в массе никто не решался практиковать по коренным текстам. Даже используя объяснительные упа-тантры. Все пользовались только садханами, которые составлялись какими-то редкими безусловными авторитетами. Вроде как пусть они отвечают:).
В таком случае верно ли будет сказать, что эти различия очевидны для практикующего различные классы (я сейчас не говорю об Ануттара-йога-тантрах, их отличие от остальных тантр в классификации Сарма +- понятно и на интеллектуальном уровне), но изложению на бумаге они плохо поддаются?
Почему плохо? На уровне между йога-тантрой и крия - разные обеты, разное устройство будда-семей, в крия-тантре один тип мандал, все разные, а в йога- основой всего является мандала пяти дхьяни-будд. Разные расклады элементов. Я склонен к гипотезе постепенного развития одного класса - из другого. Убхая-тантры (коренная - Махавайрочана) близки к йога-тантрам, а ануттара (отцовские) произошли из класса йога, в частности, Гухьясамаджа. Материнские тантры были присоединены позже, многое заимствовано у шиваитов, и обеты там и типы практик иные. А Калачакра вообще отдельно от всего стоит. Вот и судите сами. Тантры проявляются в соответствии с наличием способных к ним практиков и никак иначе
( ... )
Можно вообще соотнести четыре класса - с четырьмя абхишеками. В древности люди получали их постепенно, реализуя каждую (созерцание тела, потом работа с пранами, потом - с тигле и видением тайного союза, последнее - махамудра), и только потом переходя к следующей. Потом способных стало меньше и начали опередачивать сразу полным комплектом, зараз)). Как сейчас, в наши дни.
Я бы сказал, что, скореее, стиль тибетских и ладакских тханок является больше условностью, лишённой прямого, так сказать, воодушевления)). Оно происходило исключительно за счет либо самих практиков и ритуалов прана-пратиштха, либо за счет благословения со стороны самого божества, что, конечно, редкость.
Да, в ряде случаев насчёт отсутствия прямого воодушевления соглашусь. Зато на старых неварских тханках йидамы такие солнышки, что их хочется обнять :)) Новые неварские(как я теперь узнал) изображения по-своему замечательны, только уж очень реалистичны в плане цвета - Ваджрайогини выглядит так, как будто у неё обычное человеческое тело (ну или чуть менее плотное), на которое падает красноватый отсвет. В этом плане тибетские бывают весьма удачны как раз.
Миряне-невары, кто не состоит в семейно-родовой линии ачарьев, особо не заморачиваются над пустотностью)))). Они просто жертвуют, заказывают ритуалы и т. д. Для них нормально:).
Благодаря ряду таких описаний классификации я некогда полагал, что, если мы самопорождаемся в форме, допустим, Зелёной Тары или Амитаюса, то это метод йога-тантры. Хотя вроде как это считается крийя.
По части картинки - не знал, что это тоже неварский стиль, относил это обозначение только к милым и забавным, практически мультяшным, плоским изображениям)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Зато на старых неварских тханках йидамы такие солнышки, что их хочется обнять :))
Новые неварские(как я теперь узнал) изображения по-своему замечательны, только уж очень реалистичны в плане цвета - Ваджрайогини выглядит так, как будто у неё обычное человеческое тело (ну или чуть менее плотное), на которое падает красноватый отсвет. В этом плане тибетские бывают весьма удачны как раз.
Reply
Reply
Leave a comment