Прокритика

Jun 09, 2016 15:41

…Трудно общаться с человеком, когда есть слишком много запретных тем, которых нельзя касаться. С Буниным нельзя было говорить о символистах, о его собственных стихах, о русской политике, о смерти, о современном искусстве, о романах Набокова... всего не перечесть. Символистов он «стирал в порошок»; к собственным стихам относился ревниво и не позволял суждений о них; в русской политике до визита к советскому послу он был реакционных взглядов, а после того, как пил за здоровье Сталина, вполне примирился с его властью; смерти он боялся, злился, что она есть; искусства и музыки не понимал вовсе; имя Набокова приводило его в ярость.

Нынче критику почитаешь - нигде нет о человеке, всю дорогу "необычная оптика" и прочая хня. О т. н. Серебряном веке в его время, меж тем, всегда писали со стороны человека, а не филологии. Чтоб что-то важное написать, надобно кем-то быть. А нынче литераторы невесомы, как пух одуванчика, сбиты в кучки, сообразны друг другу и компанейски сгармонизированы, а дунешь - разлетятся. Кто есть кто вне шестерёчного сцепления друг с другом?

Поэтому и восхищён очень человечными определениями прошлого. Вот, к примеру, Мандельштам пишет о Сологубе: "Органически сострадая банальности, нежно соболезнуя мертвенному слову, Сологуб создал культ мертвенных и отживших поэтических формул, вдохнув в них чудесную и последнюю жизнь. Ранние стихи Сологуба и «Пламенный круг» - циническая и жестокая расправа над поэтическим трафаретом, не соблазнительный пример, а грозное предостережение смельчаку, который впредь попробует писать подобные стихи". Почти китайская мудрость - так положительно высказать отрицательное отношенье! Совершенно ядовито, но содержательно. И это не эмоции и не филология.

Не хватает мыслителей во всяком деле.
Previous post Next post
Up