Бифатима

Oct 24, 2014 21:11

Бифатима - официальный прототип главной героини художественного фильма «Баксы» (баксЫ - означает «целитель», «шаман»), снятого Сергеем Бодровым-старшим и Гукой Омаровой. Однако сама Бифатима не считает себя баксы и, по рассказам очевидцев, фильм не приняла и смотреть не стала...



Пишет ulissija: "Бифатима Даулетова широко известна как в Казахстане, так и за ее пределами. Ее также называют «последним дервишем Казахстана», хотя это «звание», скорее, придумано журналистами. Сама апа не подтверждает свою принадлежность к какому-либо суфийскому ордену. Тем не менее, вся ее жизнь и то, что происходит в ее пространстве, напоминает средневековую сказку, пронизанную суфийским духом и символизмом. Она известна, в том числе, тем, что «открывает» святые места, в частности, она «увидела во сне» место, возле которого сейчас стоит ее дом - Гору Дракона, и именно Бифатима сделала его одним из наиболее популярных теперь в Казахстане мест паломничества. Теперь здесь действительно меняются жизни людей, происходят исцеления и трансформирующие личность процессы".

Дом у самого подножия горы всегда полон людей. Поток паломников не прекращается, и в нескольких комнатах нередко одновременно живут по 10 человек. Есть, впрочем, и постоянные жители: хранители Унгуртаса дервиш Бифатима Даулетова и ее помощник Берик Тастанов.

Они считают себя потомками тех, кто был соучениками Ахмеда Ясави в школе дервишей. Учителем первых дервишей был наставник суфиев шейх Арслан Баб. Легенды, которые много лет передавались из уст в уста, гласят, что именно на месте Унгуртаса одно время жил Ахмед Ясави. Дескать в возрасте 63 лет он, чувствуя приближающийся закат жизни, начал искать спокойный, уединенный уголок. Идеальным вариантом стал Унгуртас, где шейх Ахмед Ясави провел остаток жизни в подземной келье. Вблизи подземелья обосновались его родные и многочисленные ученики, которые слушали наставления и поучения шейха. Место, где стоял монастырь, сейчас называют Айдарлы Айдахар-Ата.

Жизнь в ее доме, по правилам этого дома - особые отношения, нормальные для суфийской традиции. Способ передачи знаний. Если хочешь изменить свою жизнь - работай, слушай себя и других, действуй. Если мы хотим рассказать об Унгуртасе людям - нужно «прожить» это место, быть внутри.

Ценности, на которых строится взаимодействие дервиша с приходящими паломниками - традиционны. Одна из основных - семья. Предки. Прежде чем быть допущенным на Гору, вновьпришедший приглашается к столу. За дастарханом он может выпить чаю, или пообедать - этот стол считается ритуальным, здесь мы вспоминаем умерших, просим их благословения. Разумеется, читается молитва. Затем все идут к реке - купаются, или хотя бы умываются в проточной воде. И тольтко после того, как холодная горная река отделилила человека от энергий города, обыденных хлопот, смыла с него суету и помогла собраться с мыслями, его ведут в подземную мечеть, а затем - на Гору.

Гора - место, где, как объясняет Бифатима, проходит «канал», связывающий землю с космосом, вена и артерия Земли. Таких мест на планете - несколько, и они важны. На вершине Горы установлены два специальных камня - красный и черный.

Черный - заостренный книзу - отмечает место, где проходит энергия из космоса к земле. Это - поток информации, идей, холодная, чистая энергия. Она очищает, исправляет ошибки. Здесь рекомендуют находиться не более получаса, иначе начнет «засасывать». Человеческая индивидуальность нуждается в такой «корректировке», но чрезмерное стремление к идеалу - ее убивает. Я так поняла идею «лимита времени». На черном камне написано название места. Ата - дед, отец, старший в семье. Айдахар - дракон. Айдарлы - гребешок, символизирующий знание. Дракон - мужчина, наделенный знанием...Айдалы Айдахар Ата Айман - Шолпан. Именами Айман и Шолпан в Казахстане часто называют девочек-близнецов. Почему эти имена оказались в названии аулие? Однажды апа сказала, что «обе они получили благословение, хотя одна из них - темная». Двойственность женской натуры? Могу только догадываться..
Красный камень - заострен кверху, на нем - арабская молитва и знак, символизирующий единство неба и земли. Он отмечает место восходящего потока энергии, здесь принято просить о сокровенном, и - подпитываться животворящей энергией земли. Сюда приводят больных, здесь провожают солнце и вспоминают умерших...

Но прежде чем оказаться на вершине - паломники проходят один за другим пещеры и камни, имеющие свой смысл и силу на Горе. Обычно этот процесс занимает не менее часа, и сопровождается кем-то, кому Бифатима доверяет «водить людей». Первый камень, конечно же, посвяжен объединению семьи и прощению ошибок предков. На нем же - просят здорового потомства. Затем - камень - «дверь», где просят открыть дорогу и благословить начинания. Пещера ангелов - здесь загадывают желание. Важное условие: желание нужно выбрать - одно, главное, понять, что идет из сердца. Тогда оно обязательно сбудется. Затем - Крыло дракона. Здесь вновь обращаются к теме рода, предков. Просят прощение за грехи умерших, молятся об избавлении от страхов и стереотипов, пришедших из прошлого. Это - особый процесс. Под Крылом Дракона многие паломники проводят часы, в молитве разхмышлениях о своей судьбе и закономерностях нашего мира. Рядом с Крылом - еще один важный камень - Лицо Девушки. Здесь незамужние просят послать в их жизнь человека из чистого рода, который даст им счастье и благополучие. Следующий процесс - у камня, который когда-то был человеком. Рассказывают, что некогда в этих местах жил очень добрый человек, любимый Богом. Но люди его не понимали, смеялись над ним, не верили, и за это - болели и умирали. Святой человек не знал, как остановить их, и однажды он попросил Бога превратить себя в камень, чтобы люди больше не входили в заблуждения из-за его человеческого тела, но исцелялись и становились лучше, прикасаясь к нему. Бог исполнил просьбу святого. Этот камень - на Горе. Возле него - глубокая пещера. Паломникам предписывается забираться в нее - всем вместе, - и читать молитву 40 раз, любую, какую они выберут всей группой. Этой молитвой люди просят простить их за зло, которое они когда-либо желали кому-то, и снять с них дурные пожелания окружающих. Выше - камни, очищающие зрение, слух, открывающие чувства. Утес, на которм просят земных благ... Камни и процессы на Горе выстроены так, чтобы сонастроить нового человека с какой-то точно выверенной, простой и одновременно сложной ценностной системой. Так или иначе, к вершине человек приходит уже другим, более собранным и открытым. Я наблюдала это неоднократно - и всегда восхищалась мудростью Бифатимы и ее мастерством учителя.

Полностью здесь http://www.gnozis.info/?q=node/5803

Традиция, Азия, суфии

Previous post Next post
Up