Он существует, подобно радуге

May 18, 2014 14:23



Давно, помню, и не раз среди учеников ННР всплывал вопрос о существе центрального канала (ума - тиб., авадхути - санскр.) и соотношении его со спинным мозгом и прочими более тонкими каналами типа срог-ца. Вчера, читая вот эти материалы по различным системам дзогрима - Кангьюр Ринпоче - Дзогрим - Часть 2, нашёл в примечаниях достаточно изощрённую даже для философов-мадхъямиков точку зрения.

Просто чаще всего встречаешься с весьма странным пониманием сути дела - будто каналы вообще не существуют, хотя коню понятно, что, имея дело с растворением кармических пран, смешно говорить, что это происходит в несуществующем канале. Вообще, может показаться, что древние философы подложили новичкам будущего конкретную свинью по части "несуществования", но это кажимость. Примитивное понимание иллюзорного существования насадили в 19-м и 20-м веках ламы-недоучки и буддологи средней руки, весьма далёкие от практики. Короче...





"Центральный канал или ума (dbu ma), это своего рода ось или "древо-жизни", на котором расположены все чакры. Он не является полностью несуществующей причинно-следственной сущностью, иначе качества, возникаемые когда он взят под контроль, было бы невозможно объяснить. Он не является ни жизненным каналом (srog rtsa), ни спинным мозгом (rgyungs pa), так как они являются грубыми каналами и говорится, что, если ветер войдет в жизненный канал, возникут безумие и бессознанка, а это противоречит описанию [подлинной] ума. Тем не менее, нет такой ума, которая независима от и не поддерживается данными двумя каналами. Как говорил Сараха: 'Ветер и ум поддерживаются жизненным каналом. Поэтому, когда он (srog rtsa) взят под контроль, обычный ум естественным образом останавливается.' И в 'Сердечной Сущности Дакини' также сказано: 'Ума искусных средств, так называемая авадхути, это то, что обычные люди зовут спинным мозгом, а ума мудрости, всегда-вибрирующий (kun 'dar ma), это то, что обычно идентифицируют с жизненным каналом. Ума, в которой объединены искусные средства и мудрость, находится перед позвоночником и позади жизненного канала, и в ней нет ни крови, ни лимфы.'

"Есть три умы: локализованная ума (gnas pa'i dbu ma), подлинная ума (chos nyid kyi dbu ma) и абсолютная ума (don dam pa'i dbu ma). Первая из них, с точки зрения её подлинного состояния, это канал поддерживающий жизнь. Вторая, [являющаяся каналом, используемым в практиках стадии завершения,] это подлинный центральный канал (mtshan nyid kyi rtsa), отмеченный четырьмя признаками. Он обладает светоносной природой, беспрепятственен и нематериален, и присутствует, пока тело, ум и дыхание находятся вместе. В этом смысле, он не является несуществующим. Однако, когда тело, ум и дыхание расходятся, центральный канал исчезает, и в этом смысле он не является существующим. Он подобен радуге, которая появляется при определенных условиях и исчезает, когда эти условия рассеиваются. При медитации следует считать, что ума находится в середине жизненного канала. Так делается, потому что как всеоснова (kun gzhi), так и жизненный ветер (srog rlung), поддерживаются центральным каналом, и поэтому, по факту, они все одного вкуса. И наконец, под абсолютной ума имеют ввиду подлинное состояние плода: отсутствие самосущности (ngo bo med pa)." [YG III, 325:4-327:1] Также смотрите "Системы Буддийских Тантр" (англ. издание), стр. 172-176.

дзогрим, наставления, тантра, ваджраяна, пранаяма

Previous post Next post
Up