Авторы Брахман считали, что Мантры - это многозначные силы, существующие и в качестве версий космического огня, и как силы, способные усмирить внутренние дыхания. С помощью мантр можно активизировать внутреннюю жизненную силу дыхания, и,следовательно, знание, наделяющее мантрина мистической или эзотерической силой.
Как "пути к небесам" состоят из света, так и в ряде источников отождествляют мантры с самим светом. В других источниках мантры отождествляют с укротителями внутреннего огня, которые заставляют жреца "полыхать" неуязвимым пламенем, пока горит жертвеный огонь. В одном месте текста Шатапата говорится, что жрец усмиряет аванпрану [идущее вниз дыхание] мантрой "Насыться, Агни, тебе поклоняюсь" и затем говорится, что с этими словами все тело вспыхивает от ногтей до волосков на теле [сарвам атманам самиддха а накебхьо 'то ломабхья]. Всякие ритуальные действия описаны как интимно связанные с созданием и поддержанием дыханий в жертвующем, и говорится, что эти дыхания контролируются мантрами.
Безусловно похоже, что практически каждый аспект ритуальной системы - мантры, распевы, выполнение жертвоприношений, огонь и подношения в то или иное время отождествлялись с дыханиями. В ритуальной логике ведической системы такое отождествление имеет свой совершенный смысл. Ритуалы выполняются, чтобы поддержать и продлить жизнь жертвующего, и как гарантия того, что после смерти посвященный попадет прямо на небеса, и, что самое важное, ему будет позволено там, на небесах, воссоединиться с предками. В этом смысле можно сказать, что ритуальная система Вед, сделав шаг вперед в логике моделирования типологии и идентификации, вывела вовне внутреннее функционирование жизнетворных дыханий - дыханий, которые сами являются внутренним воплощением космических сил.
Используя в ритуалах ведические мантры и распевы, жрец связывал и укреплял дыхания жизни, скрепляя воедино жизнь приносящего жертвы, а также подготавливая его к миру иному. Значит, жрец обладал мощной силой, господствуя над мантрами. Как упоминалось выше, в ранних повествованиях говорится, что мантра, прочитанная не на своем месте в ритуале, могла означать смерть (хочу напомнить, как принял смерть буддийский учитель Васубандху, автор Абхидхармакоши, - он умер, прочтя задом наперёд дхарани Ушнишавиджаи. - прим. Нандзед Дордже).
Oтрывок из диссертации Джеймса Франсиса Хартцелла "Тантрическая Йога: Изучение Ведических Предшественников, Историческая Эволюция, Литература, Культуры, Доктрины и Практики Кашмирцев XI века".
Перевод ElasticR (материал взят некогда с сайта surajamrita.com)