Немного к пониманию элемента "пространство"

Mar 26, 2014 11:01



Хороший материал о состоянии элементов в связи с практикой ваджраяны - http://nendl.livejournal.com/139494.html Но в нём, по моему мнению, есть одна ошибка.

На самом деле расбалансировка элемента пространства также возможна. Намкай Норбу Ринпоче рассказывал об этом. При избытке элемента "намка" сила остальных элементов у человека как бы "рассасывается, расползается в пространстве", у него исчезает способность заканчивать дела, последовательность и в этом смысле не хватает воли. Появляется некое равнодушие к любой конкретной деятельности.

И напротив - при недостатке элемента пространства человек пытается делать много дел сразу и не успевает. У него вообще не получается совмещать занятия разного уровня и свойств. Это частый эффект в жизни городских жителей.



Мандала Ваджрасаттвы

Регулируется это упражнениями ца-лунг и практикой биджа-мантры элемента пространства. Впрочем, так регулируются и проблемы с остальными элементами. Это не считая методов с визуализациями цвета в пространстве или практики божеств, компенсирующей избыток или недостаток. В своё время, в 2000-м году, Намкай Норбу Ринпоче передавал на ретрите во Владивостоке весьма обширный метод работы с элементами, связанный с коренной тантрой раздела Дзогчен Мэннагде "Дратал Гьюр". И даже публиковалась специальная брошюра с расшифрокой ретритных наставлений.



Намкай Норбу Ринпоче

Если же вы практикуете всю жизнь в рамках одного цикла тантр, в одной мандале, то вы для компенсации неравновесия элементов прибегаете исключительно к божествам своей мандалы, так как она обладает исключительной полнотой методов действия. Для проявления активности вы можете делать акцент на практику божества той или иной стороны света и, соответственно, элемента. Для этого вы визуализируете себя как это божество в центре мандалы, а центральное божество на время этой практики перемешается в вашей визуализации, располагаясь в соответствующей стороне света. Если вы хотите практиковать укрепление энергии "земли", вы становитесь жёлтым божеством в центре мандалы, а божества Будда-семейства на это время перемещается на юг мандалы. При этом вы начитываете мантру жёлтого проявления. Такой принцип действует по отношению ко всем мандалам, он унверсален.

(Кстати, помнится, некий г-н дизайнер на форуме "Ясный свет" утверждал, что в цикле Ваджрабхайравы нет ни чистой земли божества реализации, ни практик долгой жизни, потому что, дескать, Ямантака и так подавляет смерть. Но это неправда. Существует масса методов долгой жизни путём созерцания Жёлтого Ямантаки. Что до чистой земли, то она возникнет в любом случае, если достигнете конечной реализации путём работы с мандалой божества).



Мандала 13-ти божеств Ваджрабхайравы

Непонимание, что элемент пространства тоже исчерпаем, причинно лежит в том, что мы не учитываем одного обстоятельства - что речь идёт о состоянии элементов конкретного существа, а не абстрактно где-то в мире. Хотя пространство и является асамскрита (несоставной) дхармой.

Но даже и проблема истощения "намка" вообще в мире может показаться нам странной - потому что мы не осознаём тотальности непостоянства всего мироздания вообще. Да, проявления безмерны, но каждая мировая система конкретна в своём роде и в этом смысле исчерпаема в своих элементах. Включая пространство. Это физика буддизма)). То есть не исчезает пространство как таковое, его тончайшее общее существо, беспрерывно проявляемое как ясный свет, но исчезает активность "пространство" конкретного мироздания. То есть нужно понять, что пространство не является неким механическим вместилищем, равнодушно приемлющим всё что угодно. Это тоже элемент и он имеет свою динамику.



Стоит в связи с этим вспомнить, как элемент пространства проявлен в символизме буддийских ступ и описанях процесса умирания существа и распада элементов, растворения их друг в друге - там всегда есть не просто пространство вообще, а пространство чего-то - красного виидения, чёрного преддостижения, ясного света. Истинная, конечная реализация также всегда - за пределами пространства. Потому-то мудрость реализации названа запредельной (праджняпарамита). И есть скованность, обусловленность пространством как препятствие - это проявлется на уровне 4-х дхьян, предстоящих истинному освобождению.

В т. н. плохое время сила элементов в мире истощается, с чем, кстати, связывают недостаток силы реализаций в методах ваджраяны. Это необходимо ясно понимать.

Относительно пространства и пустоты стоит помнить, что это не одно и то же. Для ясности есть простое определение (по-моему, Джамгона Конгтрула Великого), что в силу нашего заблуждения относительно реальности пустота воспринимается нами как наше "я", а ясный свет - как "другое", "иное".

САРВА МАНГАЛАМ!

махабхуты, понимание, пространство, смысл, ваджраяна, практика

Previous post Next post
Up