Ясность. Пространство. Шуньята

Dec 20, 2013 19:40



Буддийская практика тантры находится в связи с природой диалога, имеющего место между учеником и учителем, учеником и учением. Должен иметь место определенный процесс вопрошания. Это не вопрос вспоминания текстов или одного лишь применения разнообразных учений. Скорее необходимо, чтобы создавались ситуации, в которых ученик мог бы относиться к себе как к потенциальному Будде, как к телу Дхармы - он связывает всю свою психику в целом, всю личность с Дхармой. Он должен начать с пристального изучения себя и своей ситуации.

Начальная точка - это шаматха, которая есть сосредоточение на пребывании в мире. Однако эта практика не влечет за собой остановки или фиксации вашего внимания на некоей особой вещи. Фиксация, или концентрация, имеет тенденцию к развитию трансоподобных состояний. Но с буддистской точки зрения момент медитации не должен развивать трансоподобные состояния; скорее, он должен обострить восприятие, чтобы видеть вещи такими, какие они есть.

Остановка или фиксация приходят из попытки доказать что-то, старания поддержать "меня и "мое" во владениях эго. Испытывается потребность в доказательстве, что положение эго безопасно. Это попытка проигнорировать сансарический круг, сансарический водоворот. Этот порочный круг слишком болезненная правда, чтобы ее принять, так что ищется что-то еще, чем ее заменить. Человек стремится заменить главное раздражение или боль удовольствием фиксированной веры в кого-то посредством остановки на чем-то - определенном духовном усилии или просто житейских вещах.


Именно в отношении к этому миру моих проекций точность шаматхи чрезвычайно сильно действует. ...Человек не останавливается на них, он изучает их, работает с ними. ...Позиция этой практики - не стремление к достижению нирваны, а скорее поиск механизма сансары: как она работает, как она устанавливает отношения с ними. В момент видения полной картины сансары, окончательного понимания ее механизма нирвана становится излишней. В том, что называется просветленным состоянием, как сансара, так и нирвана свободны.

Чтобы увидеть мыслительные процессы (ощущения и восприятия, имеющие место во время практики шаматхи) как они есть, необходимо развить некоторое чувство открытости и точности. Этот процесс изучения того, что мы есть, каков наш состав, - тесно связан с практикой тантры. В тантрической традиции говорится, что открытие ваджры тела, то есть, врожденной ваджры (неразрушимого бытия) является внутри нашей физической системы и в пределах нашей психологической системы конечным переживанием.

Из основ шаматха-практики ученик затем развивает то, что известно как практика випашьяны. Начинаешь осознавать, что расслаивание всего времени на мелочи жизни, как в шаматха-практике, не работает. Это - все еще какой-то юношеский подход. Необходимо начать испытывать чувство полноты. Другими словами, при выделке горшка важен не столько горшок, сколько формирование пространства. Так что в практике випашьяны имеет место процесс, когда пытаются почувствовать пространство вокруг горшка. Если вы имеете ощущение пространства, которое собираетесь создать через лепку горшка, вы становитесь хорошим горшечником. На этом пути начального установления связи с пространством випашьяна является постепенно отпускающей, высвобождающей и расширяющей силой.

С этого момента возможно получить проблеск переживания шуньяты.

Чогьям Трунгпа

шаматха, понимание, випашьяна, ваджраяна, шуньята, практика

Previous post Next post
Up