Буддийские "учебники" для законопослушных граждан гласят, что в силу закона кармы, если ты убьёшь человека, то получишь в ответ то же самое. Правда, не сразу, а потом, поскольку карма сложна и есть множество противовесов и нужные условия не могут сложиться сразу. Кроме "пяти беспросветных" - там возмездие настигает сразу, в момент смерти человек проваливается в состояние ада, несмотря на все остальные заслуги, если они есть. Итак, а на чём же тогда основано сострадательное действие бодхисаттв, не на прерывании ли неблагоприятных обстоятельств? Но посмотрим, что есть, собственно, процесс т. н. воздаяния.
Если жертва убийства мстит в следующей жизни своему убийце, то она просто продолжает цепь этих деяний, причин и следствий. Именно поэтому Гуру Падмасамбхава подчёркивал, что палач и жертва делят одну карму на двоих. Это и есть та несвобода, против которой выступает Дхарма. Прояви жертва сострадание и вообще развитие в этом направлении посредством практики Дхармы, и действие закона кармы, в итоге, будет преодолено. Посредством другого, осознанного действия. Итак, последствия тяжких действий не являются непременными и непреодолимыми.
В то же время мы видим в сутрах такие примеры, как случай с Маудгальяяной, которые наводят нас на мысль, что карма свершается вне зависимости от намерения жертвы и даже её возможности отомстить. Это случай, когда у бодхисаттвы сильно болела голова и Будда сказал ему, что это последствия того, что некогда Маудгальяяна, не заметив, раздавил муравья. Это т. н. роковое, непреодолимое действие последствий, наступление которого было смягчено благой кармой бодхисаттвы. Я уже не говорю про хрестоматийный пример, когда некий бодхисаттва убил злоумышленника, намеревавшегося лишить жизни много человек сразу ради корысти. Вряд ли бодхисаттва был избавлен от последствий убийства с благим мотивом.
Но кто следит за отданием кармических долгов? Ведь мир не механичен, а карма - не цепная передача. Я думаю, для ответа на этот вопрос мы слишком мало знаем о существах 2-х небес кама-локи, Небес Воздаяния. Это слуги Ямы, те самые, которые "ни за белых, ни за красных". Как и почему рождаются на этих небесах, вы можете узнать из Абхидхармы или Интернета)). Я не буду тратить своё время на лекции. Однако многое (и в том числе - характер кама-локи, даже если это небеса) мне позволяет подозревать, что существа класса яма способствуют сковыванию существ в пределах кама-локи. То есть миры сансары поддерживаются не просто запутанностью и неведением существ, есть совершенно конкретный класс существ, работающий над тем, чтобы все мы пребывали в этом дерьме как можно дольше. В конце концов, над третьими небесами - Тушита, где пребывают Всеблагие, готовые прийти в наш мир, ещё выше их есть Небеса Мары Сына Небожителя, где управляют теми, кто создаёт иллюзии, сковывающие существ в сансаре. И им выгодно поддерживать существующее положение дел.
Вывод: проблема освобождения более драматична, чем нам кажется. Не ждите, что вам выложу всё на тарелочке. Я просто хотел, чтобы вы задумались.