Джамгон Конгтрул - Чатупитха, Махамайя, Буддакапала и Тара Йогини - Часть 4

Sep 21, 2013 20:43

Оригинал взят у nendl в Джамгон Конгтрул - Чатупитха, Махамайя, Буддакапала и Тара Йогини - Часть 4
Вводная

Стадия завершения Буддакапалы [ff]

Система Буддакапалы состоит из двух: практика с объектом,

Куда входят йога ветров, йога тигле, использующее тело как метод, и методы развития опыта;

И практика без объекта, куда входят ветви уведения и сосредоточения, плюс четыре других,

Возникающие как их результат.

Стадия завершения Буддакапалы 53 относится к линии, происходящей из устных наставлений Сарахи 54, предка всех реализованных мастеров. Она состоит из двух практик - с объектом и без объекта.

Первая, стадия завершения с объектом, имеет четыре [аспекта] тренировки. [Первый], это йога тонкого, в которой применяется четыре метода связанных c ветром, например, наитончайшая частица 55. [Второй], это тигле йога практики внутреннего огня в соединении с ваджрной рецитацией, в которой собственное тело [используется] как метод 56. [Третий], это набор методов для развития блаженства и тепла. В этой йоге ветра собираются у входа в центральный канал, открывается вход в центральный канал и применяется силовой метод 57. [Четвертый], практикуемый после обретения опыта в предыдущих, это тигле йога с объектом, используя тело другого человека, то есть женщины мудрости.

Вторая, практика без объекта, неконцептуальная стадия завершения, состоит из шести ветвей. Первая, практикуемая после тренировки в предыдущей стадии завершения с объектом, [это] йога уведения. [Вторая, это] йога медитативного сосредоточения 58. Эти две йоги выполняются длительное время, в результате чего возникают третья, четвертая, пятая и шестая ветви. [Третья], это йога [контроля] над ветрами, где ветра прекращают движение по левому и правому каналам и входят в центральный канал. [Четвертое], удержание, это [приведение] ветров, вошедших в центральный канал, к растворению в тигле в центрах каждой из чакр. [Пятое], вспоминание, это порождение блаженства плавления посредством печати пустой формы 59. [Шестое], созерцание, [начинается] в первый момент возникновения изначальной мудрости неизменного блаженства.

Учат, что непоколебимая настойчивость в ранее [указанных] йогах тонкого и йогах тигле приведет к различным переживаниям блаженства и тепла. Это сильно разовьет медитацию без объекта. При обретении опыта в практике без объекта, поток медитации с объектом также развивается в неконцептуальную стадию завершения. Даже йоги тонкого и тигле, сами по себе, при длительной практике, естественным образом приводят ум к состоянию полного покоя и возникновению различных переживаний блаженства, а вскоре после этого проявляется высшее созерцание блаженства и пустоты.

Линия наставлений и комментариев Марпы и Нгоктона по стадии завершения Буддакапалы Тантры более не существуют. Данные объяснения были приведены согласно расширенной традиции Мастера Джонанг [Таранатхи], который получил передачу из традиции великого мастера Шантигупты 60.

Примечания


  1. Цикл Буддакапалы (Sangs rgyas thod pa), представленный в Кангьюре и Тенгьюре, включает в себя коренную тантру (Toh. 424) и три комментария (Toh. 1652, написанный Сарахой; Toh. 1653, написанный Падмаваджрой; Toh. 1654, написанный Абхайякарагуптой, который Таранатха считал лучшим). Также Сарахой составлены садхана (Toh. 1655), подношение еды духам (Toh. 1656) и ритуал мандалы (Toh. 1657).

    Центральное божество данной тантры синего цвета, с одним лицом и четырьмя руками. В правых руках держит дигуг и капалу, в левых посох и ваджру. Обнимает супругу Пребывающую В Блаженстве (sNa tshogs bde ma) (также известная как Самантабхадри). Она красного цвета с одним лицом и четырьмя руками. В правых руках держит маленький барабан и дигуг, в левых посох и капалу ("Комментарий на трудные места Буддакапалы" Сарахи, Toh. 1652, vol. Ra, f.220b1). Цвета обоих божеств, их символы могут быть различными. Подробнее в "Ритуале садханы Буддакапалы Тантры" Таранатхи, стр.692.5-693.1.
  2. Сараха, также известный как Брахмана Рахула, родился в Ориссе. Будучи ребенком он стал чрезвычайно ученым в традиционных науках его времени. Однажды, когда он учил других молодых брахманов, Ваджрайогини в облике служанки предложила ему нектар мудрости в виде пива. Он выпил его без колебаний. Из-за этого брахманы пытались опозорить его, но у них не вышло. Позже он стал монахом в Центральной Индии и учился у Авитарки. Сараха быстро стал считатся самым знающим касательно буддийской доктрины. Однако, говорится, что он выучил сутры и тантры преимущественно посредством мистических встреч с Ваджрапани и другими божествами. В конечном счете он стал настоятелем Наланды, где он обширно распространял путь махаяны. Потом, желая подлинного опыта, он стал бродягой. В ходе своих путешествий, он встретил йогини, которая была дочерью оперителя стрел. Она познакомила его с подлинным смыслом учений. Он полагался на неё как на супругу, выполяя работу оперителя. Однажды, желая проверить постижение Сарахи, король отправился к нему со своими поддаными, и Сараха явил ему свою реализацию посредством песен. Сараха был тантрическим учителем Нагарджуны, и наставником от которого Нагарджуна получил посвящение в монахи. Подробнее его жизнь изложена в "Историях Учителей Семи Линий Передач" Таранатхи.
  3. В начале практики йоги тонкого выполняется рецитация мантры защиты. Далее, в одно мгновение, йогин визуализирует себя в форме Буддакапалы, синего цвета, с одним лицом, четырьмя руками, в позиции танца, левая нога вытянута, на сидении из лотоса, солнца и трупа. Древние садханы и тайные наставления описывают, что его волосы желтого цвета и вздымаются вверх. Однако, в комментарии Абхайякары написано, что они похожи на волосы Чакрасамвары. На нем шесть костяных украшений и ожерелье из голов, он обнимает супругу Находящуюся В Блаженстве красного цвета и без украшений.

    В самой практике йоги тонкого, применяются четыре йоги ветра. Первая называется "наитончайшая частица" (rdul mtha' can) и относится к фазе выдоха, который делается очень медленно, беззвучно и непрерывным потоком, который не сдвинет даже "наитончайшую частицу". Вторая называется "наполнение" (gang ba can) и относится к фазе вдоха, который делается медленно и беззвучно. Третья называется "уплотнение" (rengs ba can), под которой понимается "остановка" ветра, то есть на некоторое время выполняется остановка дыхания наружу. (В этих трех, в сочетании с вдохом и выдохом, визуализируется соответствующее движение света.) Четвертая называется "задержка сосудного дыхания" (bum pa can), которая выполняется после тренировки в мягком методе ветра без звука. Название "задержка сосудного дыхания" ссылается на форму союза верхних и нижних ветров в пупке. Вдыхая, представляется, что верхний ветер в виде света собирается в пупке. Поднимая нисходящий ветер, представляется, что нижний ветер в виде света собирается в пупке. Союз ветров в пупке образует форму подобную вазе или кувшину (краткое изложение "Наставлений по стадии завершения Буддакапалы Тантры" Таранатхи, стр.742.3-744.2).
  4. У тигле йоги практики внутреннего огня, выполняемой в сочетании с ваджрной рецитацией, есть три аспекта.

    В первом, визуализируются три канала и четыре чакры. Центральный канал размером со среднюю стрелу, синего цвета, верхний конец доходит до макушки головы, нижний конец доходит до места четыре ширины пальца ниже пупка. Правый канал красный, левый белый, их нижние концы входят в нижний конец центрального канала, а верхние в ноздри. Пупочная чакра (называемая чакрой "эманации" или "проявления") имеет шестьдесят четыре спицы или "лепестка", она желтого цвета, внутри центрального канала определенный слог синего цвета по центру солнечного диска. Сердечная чакра (называемая чакрой "феноменов") имеет восемь спиц, она синего цвета, внутри центрального канала черный слог по центру лунного диска. Горловая чакра (называемая чакрой "наслаждения") имеет шестнадцать спиц, она красного цвета, внутри центрального канала по центру красный слог. Макушечная чакра (называемая чакрой "великого блаженства") имеет тридцать две спицы, она белого цвета, внутри центрального канала по центру перевернутый белый слог. В анусе расположена мандала ветра синего цвета в форме полумесяца, поверх нее находится треугольная мандала огня красного цвета. Выдыхается застоявшийся воздух с определенными звуками, как это указано в наставлениях. Потом применяется определенный дыхательный метод, представляя, что верхний ветер движется по правым и левым каналам и входит в нижний конец центрального канала. Посредством манипуляции нисходящим ветром, ветер в анусе движется и огонь (огненной мандалы) разгорается. Соединение огня и ветра входит в центральный канал и касается слога в пупке. В результате, невероятно горячее синее пламя внутреннего огня поднимается по центральному каналу и касается слога в сердце. Из сердца исходит бесконечное количество света, наполняющего все 72000 каналов тела и плавящего тигле содержащиеся в них. Свет исходит из пор кожи и собирает чистые эссенции тел, речей и умов всех живых существ, а также эссенции элементов - земли и так далее. Собранные эссенции входят через поры кожи, собираются на макушке головы и так далее согласно этапам визуализации, и в конечном итоге растворяются в сердечном слоге.

    Во втором аспекте тигле практики внутреннего огня, выполняется предыдущая визуализация вплоть до света исходящего из пор кожи. Потом, чистые эссенции вселенной и всех существ входят через макушку головы, спускаются по центральному каналу и так далее. Место встречи огня и потока тигле, это сердце. Во время данной визуализации применяется задержка сосудного дыхания.

    В третьем аспекте, визуализация как в предыдущем, только место встречи верхушки огня и потока тигле находится в пупке. Здесь применяется задержка сосудного дыхания.

    Во всех трех аспектах можно применять ваджрную рецитацию. Если применяется ваджрная рецитация, тогда йогин дышит обычным образом, то есть задержка сосудного дыхания не выполняется. Синхронизировав с фазами дыхания, йогин концентрируются по очереди на горении внутреннего огня, спуске тигле и месте встречи огня и потока тигле. Так описывается тигле йога внутреннего огня, в которой собственное тело используется как метод (краткое изложение "Наставлений по стадии завершения Буддакапалы Тантры" Таранатхи, стр.744.3-747.2).
  5. Если, после длительной медитации на любом из предыдущих трех аспектов практики внутреннего огня, не получилось проявить изначальную мудрость блаженства и тепла, необходимо применять методы развития связанные с ветрами. Здесь три части: собрание ветров у входа в центральный канал, открытие входа в центральный канал и применение силового метода.

    В первом, собрании ветров у входа в центральный канал, два этапа. На первом этапе применяется дыхательная техника, при выполнении которой ноги в позиции бодхисаттвы, руки на коленях и спина прямая. Сразу, после выдоха застоявшегося воздуха, опускается верхний ветер, подтягивается нижний и так далее согласно этапам метода, что приводит к собиранию ветров у входа в центральный канал. На втором этапе применяется та же физическая позиция, что и в предыдущем, при этом во время выдоха визуализируется, что центральный канал разрушается. Такое повторяется много раз.

    Во втором, открытии входа в центральный канал, два этапа. На первом этапе применяется та же физическая позиция и манипуляции верхним и нижним ветрами, что и в предыдущем. На втором этапе необходимо расположить колени на земле, соединить руки вместе в районе чуть выше почек и поднять ветер в эту область. Остальное выполняется также, как и в предыдущей практике. В конце, во время выдоха, выполняется манипуляция головой и туловищем согласно наставлениям. Таким образом открывается вход в центральный канал.

    В третьем, применении силового метода, два этапа. На первом этапе применяется позиция на корточках, выполняется определенная задержка сосудного дыхания и так далее. На втором этапе по очереди каждая из рук сжимается в ваджрный кулак и засовывается в противоположную подмышку, таким образом левая, а потом правая подмышки наполняются ветром. Таковы два этапа силового метода посредством которого ветра направляются влево и вправо. Во время двух задержек сосудного дыхания, выполняется одно ваджрное дыхание одиннадцати слогов: во время медленного вдоха, представляется, что он сопровождается звуком om, во время паузы дыхания в центре тела, звук hri и так далее. Подробнее в "Наставлениях по стадии завершения Буддакапалы Тантры" Таранатхи, стр.747.2-749.4.
  6. В йоге уведения йогин принимается позицию указанную в наставлениях, глаза смотрят куда удобно - вверх, вниз или прямо, и пребывает в несозданном состоянии ясности, без какого-либо движения мыслей. В йоге медитативного сосредоточения йогин пребывает без каких-либо измышлений или изменений, в свободе от реакций на все, что возникает, понимая, что любой опыт, это всего лишь проявления ума. Эти два учения объяснены в "Песнях" Сарахи (краткое изложение "Наставлений по стадии завершения Буддакапалы Тантры" Таранатхи, стр.749.5-750.1).
  7. Созерцание печати пустой формы в данной тантре аналогично таковой в Калачакра Тантре. Подробнее в Главе 8, разделе "Вспоминание".
  8. Подробнее в Главе 8, примечании 74.


(c) перевод с английского Jamgon Kongtrul Lodro Taye "Treasury of Knowledge - Book 8, Part 3 - The Elements of Tantric Practice - A General Exposition of the Process of Meditation in the Indestructible Way of Secret Mantra"

дзогрим, ануттара-йогинитантра, наставления, ваджраяна

Previous post Next post
Up