Джамгон Конгтрул - Чатупитха, Махамайя, Буддакапала и Тара Йогини - Часть 3

Sep 14, 2013 19:54

Оригинал взят у nendl в Джамгон Конгтрул - Чатупитха, Махамайя, Буддакапала и Тара Йогини - Часть 3



Вводная

Текст Махамайя-тантры (спасибо kata-rasen за труды)

Стадия завершения Махамайи [ee]

В практику Махамайи включены малая йога формы,

Глубокая йога мантры, абсолютная йога реальности

И вспомогательные практики триады иллюзий:

Состояния бодрствования, снов и промежуточного состояния.

[Далее изложена] стадия завершения Махамайи Тантры 31 или Тантры Великой Иллюзии. Данная формулировка пути происходит из традиции Марпы и Нгоктона 32 и состоит из четырех сущностных наставлений: йоги формы (малая), йоги мантры (глубокая), [йоги реальности (абсолютная)] 33 и практик, связанных с триадой иллюзий (вспомогательное учение).

Первая, йога формы, состоит из обширной и краткой медитаций стадии зарождения, являющиеся фундаментом для практик стадии завершения 34. Сама стадия завершения связана с последующими практиками, [то есть вторым, третьим и четвертым наставлениями].

Вторая, йога мантры, состоит из двух йог - мантра йоги верхней двери и мантра йоги нижней двери. Первая содержит три аспекта: мантра йога чакр, мантра йога тигле и мантра йога тонкого. Первая из них, мантра йога чакр, имеет три аспекта: одночакровая практика, двухчакровая практика и четырехчакровая практика 35. Вторая, мантра йога тигле, также имеет три аспекта: концентрация на верхней ключевой точке, концентрация на нижней ключевой точке и концентрация на центре тела 36. Третья, мантра йога тонкого, состоит из трех аспектов: тренировка в естественном движении ветров, тренировка в подсчете [дыханий] и тренировка в задержке сосудного дыхания 37.

[Третья,] йога реальности, состоит из обычной и необычной практики. Обе практики включают в себя два аспекта - использование естественного состояния как путь и использование проявлений как путь 38.

[Четвертая, это] [практики] связанные с триадой иллюзий - иллюзии состояния бодрствования, снов и промежуточного состояния - которые представлены как вспомогательное учение 39.

[Эти четыре набора практик] являются главными наставлениями, но, вдобавок к ним, есть разнообразные наставления, [известные как] шесть устных сущностных наставлений и шесть собраний активирующих ритуалов основанных на медитативном сосредоточении 40. Каждые из этих [двух наборов] содержат тайные наставления как для стадии зарождения, так и для стадии завершения. Более того, [в Махамайе Тантре] написано 41:

Действия, связанные с трупом другого человека и так далее...

Из этого происходят наставления о переносе [сознания] и вхождении в труп, как они изложены в [наставлениях] о смешивании и переносе 42.

В настоящее время, чтобы выполнять практики, связанные с триадой иллюзий, необходим начальный уровень [практики] иллюзорного тела и ясного света, на основе которого возникает йогический опыт иллюзорного тела и ясного света.

Касательно того, как [практики стадии завершения] соотносятся с [коренной] тантрой, то сущностные наставления мантра йоги чакр выражены шестью строками, начиная со следующей:

Уравновесив гласные и согласные... 43

Сущностные наставления мантра йоги тигле верхней и нижней двери изложены, начиная со следующей строки:

Гирлянда превосходных слогов... 44

Сущностные наставления по медитации на тигле в центре тела изложены, начиная со следующей строки:

Посредством света, пробудившегося в сфере... 45

Сущностные наставления для всего связанного с ваджрной рецитацией изложены, начиная со следующей строки:

Посредством применения первого слога... 46

Сущностные наставления по практике остановки [ветров] посредством задержки сосудного [дыхания] изложены, начиная со следующей строки:

Выдох и вдох прекращены... 47

Сущностные наставления для силовой практики остановки [ветров] изложены, начиная со строки:

Два глаза и ... 48

Сущностные наставления по йоге реальности изложены, начиная со строки:

Посредством любого из путей органов чувств... 49

Сущностные наставления, связанные с триадой иллюзий, изложены, начиная со строки:

Наделенный йогой снов... 50

и продолжение:

Таким образом даруются три высших измерения... 51

Йога формы, [то есть формы божества,] обширно излагается во всех трех главах [тантры]. Йога мантры, связанная с нижней дверью, изложена в разных местах по ходу глав.

Во всех контекстах практики - начале, середине и конце - совершенно необходимо, чтобы каждый практикующий выполнял йогу абсолютной реальности, и в подходящее время йогу мантры, связанную с нижней дверью. Более того, каждый обязательно должен развить одну из мантра йог на выбор, связанную с верхней дверью. Не обязательно медитировать на всех них, усердная и длительная практика даже одной из них может привести к реализации малого тепла. После чего, практика йоги, связанная с нижней дверью, может привести к великому теплу и вершине, [являющиеся этапами пути подготовки] 52.

Как было объяснено, данные йоги можно практиковать либо объединенным образом или способом, прорывающимся сквозь интеллектуальные [построения]. В случае первого подхода, необходимо применять все практики. В случае второго подхода, даже одна практика, например, мантра йога чакр, приведет к достижению определенных целей.

Примечания


  1. Цикл Махамайи, представленный в Кангьюре и Тенгьюре, включает в себя коренную тантру (Toh. 425) и комментарии (с Toh. 1622 до 1648).

    Центральное божество данной тантры, Махамайя (sGyu ma chen po), принадлежит к семейству ваджра и изображается в форме танцующего Ваджрадаки синего цвета, с четырьмя головами и руками, обнимающего подобную себе супругу Ваджрадакини. Центральное божество окружают четыре дакини по основным направлениям ("Садхана Махамайи" Ваджрадакини, Toh. 1626, vol. Ya, f.226a6-b2).
  2. В Индии существовало множество традиций Махамайи, например, традиции идущие от Винайядатты и Ратнакарашантипы. Связанные с традицией тексты были переведены Го Лотсавой и Атишей, которые также им учили, но их линии передач исчезли. Шантибхадра, эксперт по Махамайе, который обрел реализацию посредством практики этой тантры, был учителем как Марпы, так и Го Лотсавы. Марпа получил передачу Махамайи от Шантибхадры, далее эта линия передачи посвящений, наставлений и сущностных инструкций была передана Нгоктону, а потом Таранатхе.

    Традиция Махамайи идущая от Марпы, также включает в себя элементы традиции Кришны, сущностных наставлений Наропы и так далее. Вдобавок, Марпа слышал различные наставления по Махамайе от других учителей. Позднее, в видении, возникшем из изначальной мудрости, он получил передачу напрямую от Кукурипы (краткое изложение "Детального изложения Махамайи Тантры" Таранатхи, стр. 542.1-6).
  3. Выражение "йога реальности (абсолютной)" (mthar thug chos kyi rnal 'byor) не встречается в комментарии в обоих изданиях IOK. Поскольку эта фраза встречается в коренном тексте, она была добавлена в перевод.
  4. Стадия зарождения Махамайи состоит из малой йоги формы, который имеет два аспекта: естественная йога формы и эманационная йога формы. В первом случае, посредством простой процедуры порождения - мгновенное или порождение из семенного слога - йогин выполняет йогу божества, в которой медитирует на Ваджрасаттву, являющегося основой эманации. Во втором случае, вне зависимости практикуется ли длинный или краткий вариант, выполняется медитация на херуке или дакини, являющиеся эманацией.

    Малая йога формы определенно относится к стадии зарождения, тогда как высшая йога формы определенное относится к стадии завершения. Для практики данной тантры можно визуализировать себя в различных формах, например, в форме Ваджрасаттвы или мужского херуки в союзе или дакини Джнянешвари (краткое изложение "Детального изложения Махамайи Тантры" Таранатхи, стр. 544.7-545.5).
  5. Мантра йога чакр ('khor lo sngags kyi rnal 'byor) состоит из трех практик, отличающихся друг от друга количеством визуализируемых чакр.

    В мантра йоге одной чакры йогин принимает семичленную позу Вайрочаны, три раза выдыхает застоявшийся воздух, после чего дышит обычным образом (данные особенности дыхания и позиции применяются также и в следующих пратиках). В центре тела визуализируется центральный канал и, параллельные ему, два боковых канала, их характеристики и цвета указаны в наставлениях. Верхние концы каналов доходят до макушки, а нижние входят в тетрэдр в пупке. Внутри нижнего конца центрального канала в пупке находится а шед. Внутри правого канала сверху вниз расположены тридцать две согласных. Внутри левого канала снизу вверх расположены шестнадцать гласных. Наропа упоминал, что некоторые эксперты по Махамайе утверджают, что согласные расположены снизу вверх, а гласные сверху вниз. Но как бы то ни было, применяется определенная задержка дыхания, и пока верхние и нижние ветра активируют а шед, который немного загорается, йогин представляет, что он испытывает тепло и блаженство.

    В мантра йоге двух чакр основная визуализация та же, но вдобавок визуализируется перевернутый белый слог ham внутри центрального канала на макушке. Применяется определенная задержка дыхания. Из а шеда возникает тонкое оранжевое пламя, сжигающее части слога на его верхушке, тонкий поток тигле спускается и растворяется в огне.

    В мантра йоге четырех чакр визуализируются чакры в пупке, сердце, горле и на макушке. У каждой чакры по четыре спицы или "лепестка". Внутри центрального канала, в каждом из четырех мест - пупке, горле, сердце и макушке - находится свой слог, первые два стоят прямо вертикально, остальные два перевернуты. Визуализируются слоги в правых и левых каналах, как это было описано ранее, определенным образом направляя ветра. Из слога в пупке по центральному каналу поднимается очень тонкое и острое пламя, которое пронизывает слоги в горле и сердце. Оно надавливает на слог на макушке, расплавляя тигле и так далее согласно этапам визуализации до тех пор, пока все тело не будет наполнено блаженством (краткое изложение "Руководства по Махамайе Тантре: Превосходный путь Победителей" Таранатхи, стр.812.1-813.5).
  6. В мантра йоге тигле (thig le sngags kyi rnal 'byor) концентрируются на трех ключевых точках: верхняя ключевая точка, нижняя ключевая точка и центр тела.

    В первом случае, верхней ключевой точки, существуют пять циклов визуализации происходящих из разных садхан, но суть их одинакова. Согласно наставлениям Шантипы, называющиеся "тайное наставление верхних бусин", в сердечной чакре визуализируется раскрытый лотос со сферой на каждом из четырех лепестков. На венчике расположен солнечный диск - природа ветра и огня, поверх него лунный диск - природа земли и воды. Солнце и луна соединены вместе, а между ними сфера тигле, размера и цвета указанных в наставлениях. Союз солнца и луны обвивается тонким лучем света похожим на нить паука, образующий три петли. Наверху, на уровне луны, на трех петлях нити света расположены гласные и согласные. На правой петле согласные, на центральной гласные и на левой согласные так, как это указано в наставлениях. Буквы на ните света напоминают бусинки на четках. В центре луны находится маленькая дырка через которую йогин интенсивно концентрируется на маленькую сферу внутри. Разные авторы объясняют данную визуализацию несколько отличным образом.

    В мантра йоге нижней ключевой точки визуализируется маленькая сфера тигле на конце ваджры мужчины или в тайном месте супруги. Тигле по природе блаженства расположено на единственном пыльнике внутри закрытого восьмилепесткового лотоса, расположенного между солнечным и лунным дисками. Выполняется ваджрная рецитация синхронизированная с движениями верхнего ветра внутрь и наружу, визуализируя движения слогов сквозь луну и путь ваджры.

    В мантре йоге сфокусированной на центре тела, согласно средней садхане Махамайе Кукурипы, на макушке в форме полумесяца визуализируется зеленая мандала ветра, в сердце в форме квадрата желтая мандала земли, в пупке в форме круга белая мандала воды и в тайном месте в форме треугольника красная мандала огня. Поверх мандалы ветра находится сфера, поверх которой перевернутый ham. Движение мандалы ветра скатывает сферу вниз к серду, где она поглощает мандалу земли. Аналогично, сфера поглощает мандалу воды в пупке и мандалу огня в тайном месте. По мере поглощений сфера становится все более светящейся. После этого, она возвращается на макушку головы и так далее, согласно этапам визуализации. Потом визуализация синхронизируется с дыханием так, как это указано в наставлениях. Далее, представляется, что сфера удлиняется (становясь подобно нити шелка), её нижний конец доходит до нижнего конца центрального канала. На уровне пупка сфера подобная нити делится на отвлетвления, которые доходят до ноздрей. Синхронизируя с фазами дыхания, представляется, что слог из пупка поднимается вверх по правому отвлетвлению, выходит из правой ноздри и так далее, согласно этапам визуализации. Подробнее в "Руководстве по Махамайе Тантре: Превосходный путь Победителей" Таранатхи, стр.813.5-818.5.
  7. В мантра йоге тонкого (phra mo sngags kyi rnal 'byor) три аспекта: тренировка в естественном движении ветров (rlung rgya yan la bslab pa), тренировка в подсчете дыханий (brtsi bgrang la bslab pa) и тренировка в задержке сосудного дыхания (bum can la bslab pa).

    Первое имеет два аспекта. Первый аспект, это тренировка в естественном движении ветров, в котором на выдохе представляется, что выходят болезни, страдания, старость и смерть, а на вдохе увеличиваются продолжительность жизни, благой потенциал и физический блеск. Второй аспект, это ваджрное дыхание, в котором ритм дыхания синхронизирован с осознанием трех слогов om, hum и ah.

    Второе, тренировка в подсчете дыханий, имеет три аспекта. В первом, вдох и выдох считается за единицу, один цикл это десять единиц, такие циклы выполняются много раз. Во втором, выполняется практика предыдущего аспекта, применяя ваджрное дыхание. В третьем, повторяется предыдущий аспект, визуализируя в сердце белый hum на лунном диске. Из слога исходит нить света со слогом om на конце. Представляется, что нить света семь раз обвивает по часовой стрелке слог на лунном диске, потом раскручивается обратно, поднимается вверх, выходит через ноздри вместе с дыханием и так далее, согласно этапам визуализации, так делается десять раз.

    Третье, тренировка в задержке сосудного дыхания, имеет два аспекта: постепенная остановка и силовая остановка. В случае первой, йогин принимает соответствующую позицию и с длинным звуком десять раз выдыхает застоявшийся воздух, сразу после чего со вдохом верхние и нижние ветра соединяются согласно этапам метода. Йогин концентрируется на соединении ветров и вспоминает про блаженство и тепло. В случае силовой остановки, выполняется силовая вариация задержки сосудного дыхания, находясь "в позиции льва". Однако, такое выполняется не более, чем несколько раз за сессию (краткое изложение "Руководства по Махамайе Тантре: Превосходный путь Победителей" Таранатхи, стр.818.5-819.7).
  8. Обычная практика йоги абсолютной реальности (mthar thug chos kyi rnal 'byor thun mong ba) имеет два аспекта: использование естественного состояния как пути (rang bzhin lam khyer) и использование проявлений как пути (snang ba lam khyer). Чтобы использовать естественное состояние как путь, приняв соответствующую позицию тела, йогин расслабляет ум в естественном состоянии и прямо смотрит на природу ума. В результате пребывания в состоянии медитационного равновесия проявится невыразимая ясность. Чтобы использовать проявления как путь, йогин прямо смотрит на различные проявления шести сознаний и распознает, что они всего лишь видимости. С этим знанием и без каких-либо попыток что-либо изменить, йогин переживает проявления как нераздельность явлений и пустоты.

    В необычной практике йоги абсолютной реальности (mthar thug chos kyi rnal 'byor thun mong ma yin pa) естественное состояния используется как путь посредством блаженства, возникшего от практики мантра йоги. Распознавая ум как нераздельность блаженства и пустоты, йогин пребывает в созерцании. Проявления используются как путь посредством запечатывания явлений шести сознаний умом нераздельности блаженства и пустоты. Таким образом все проявления возникают как блаженство (краткое изложение "Руководства по Махамайе Тантре: Превосходный путь Победителей" Таранатхи, стр.819.7-820.5).
  9. Под триадой илююзий (sgyu ma sum brgyud) понимаются иллюзии состояния бодрствования (snang ba sgyu ma), иллюзии снов (rmi lam sgyu ma) и иллюзии промежуточного состояния (bar do sgyu ma).

    Наставления об иллюзии проявлений состояния бодрствования заключается в медитации на себе и всех проявлениях как мандалы Махамайи и в развитии твердой уверенности, что все эти феномены всего лишь проявления собственного ума и что все возникающее не имеет самосущного существования и по природе иллюзорно.

    Наставления об иллюзии снов состоят из трех частей: ухватывание состояния сна, очищение образов сна и объединение практики сна с ясным светом (то есть распознание ясного света во сне). В первом случае, в горле визуализируется четырехлепестковый лотос с определенным слогом по центру и по каждому из четырех лепестков. Перед тем как заснуть, йогин порождает намерение распознать сон. В случае второго, как только обретена способность распознавать сны как сны, йогин порождает намерение трансформировать проявления сна в мандалу Махамайи. Во время бодрствования йогин медитирует, что все проявления состояния бодрствования есть мандала. Когда ночью начинают проявляться иллюзорные проявления сна, йогин вспоминает мандалу Махамайи, таким образом трансформируя образы снов в мандалу. В третьем случае, в течение дня и вечером, йогин порождает стойкое намерение применить мантра йогу и йогу абсолютной реальности во сне и таким образом распознать ясный свет. Чтобы применить мантра йогу во сне, йогин вспоминает наставления во время засыпания, медитирует на сфере тигле в сердце и, по мере исчезновения проявлений сна, распознает ясный свет. Применяя йогу абсолютной реальности, йогин способен находится в созерцании длительное время.

    Наставления об иллюзии промежуточного состояния также состоят из трех частей: ухватывание, очищение и объединение. В первом случае, в состоянии бодрствования развивается твердая уверенность, что все проявления состояния бодрствования есть проявления промежуточного состояния. Засыпая, порождается намерение воспринимать все проявления снов как проявления промежуточного состояния. Систематичное восприятие снов как промежуточного состояния соразмерно ухватыванию самого промежуточного состояния. Для очищения промежуточного состояния, развив уверенность, что все проявления состояния бодрствования являются проявлениями промежуточного состояния, и с намерением трансформировать эти иллюзорные проявления в формы божества и мандалы, йогин представляет себя в виде Херуки в союзе с супругой, окружающую среду как божественный дворец, а всех живых существ как Махамайю с супругой или как собственного учителя с супругой. Здесь, как и в предыдущем случае, очень важно развить твердую уверенность, что все лишено самосущного существования. Для объединения применяются наставления практики снов в том виде, как они относятся к промежуточному состоянию, таким образом развивая способность распознавать ясный свет сна, чтобы, в конечном итоге, распознать ясный свет во время смерти (краткое изложение "Руководства по Махамайе Тантре: Превосходный путь Победителей" Таранатхи, стр.820.5-822.2).
  10. Шесть устных наставлений (gdams ngag bka' drug) и шесть собраний активирующих ритуалов основанных на медитативном сосредоточении (bsam gtan gyi las tshogs drug), это наставления связанные с магическими активностями, например, гневные ритуалы для устранения серьезных вмешательств, которые изложены в последних двух главах тантры. Подробнее в "Детальном изложении Махамайи Тантры" Таранатхи, стр.591.1-4.
  11. Махамайя Тантра (Toh. 425), vol. Nga, f.167b7.
  12. Смешивание (bsre) и перенос ('pho). Подробнее в Главе 8 "Стадия завершения Хеваджры" в разделе "Пятый".
  13. Махамайя Тантра (Toh. 425), vol. Nga, f.168a3. Эти шесть строк следующие: a li ka li mnyam byas te| ri mo de la sbyar bar bya| ri mo steng tu 'bar bar mthar| 'og tu 'babs par byed pa'o| khu ba'i tshul gyis 'babs pa ste| bdud rtsi'i thigs pa'i gzugs las so. Разъяснение этих слов читайте в "Комментарии на Махамайю Тантру: Воспоминание" Кришнасамайиваджры (Toh. 1624), vol. Ya, f.206a5-b5.
  14. Махамайя Тантра (Toh. 425), vol. Nga, f.168a6. Разъяснение слов цитаты читайте в "Комментарии на Махамайю Тантру: Воспоминание" Кришнасамайиваджры, Toh. 1624, vol. Ya, f.207b3-4.
  15. Махамайя Тантра (Toh. 425), vol. Nga, f.169a7. В Кангьюре издании Дерге написано: gong bur song ba'i yid de yis ("посредством ума вошедшего в сферу"). В IOK написано: gong bur sad pa'i 'od de yi. Разъяснение слов цитаты читайте в "Комментарии на Махамайю Тантру: Воспоминание" Кришнасамайиваджры (Toh. 1624), vol. Ya, f.212b5-6 и в "Комментарии на Махамайю" Ратнакарашанти (Toh. 1623), vol. Ya, f.195b1-2.
  16. Махамайя Тантра (Toh. 425), vol. Nga, f.168b5. Написано: dang po'i yi ge'i sbyor ba yis. Подробнее в "Комментарии на Махамайю" Ратнакарашанти, Toh. 1623, vol. Ya, f.192a1-b1.
  17. Махамайя Тантра (Toh. 425), vol. Nga, f.169a6. Термин, использованный здесь для вдоха и выдоха, это srog rtsol. Ратнакарашанти объясняет, что srog означает выдох, а rtsol вдох ("Комментарий на Махамайю" Ратнакарашанти, Toh. 1623, vol. Ya, f.194b4). Таранатха пишет, что согласно наставлениям ранних учителей, дыхание, идущее наружу, это srog, а дыхание, идущие внутрь, это rtsol. Согласно Кришначарье srog dang rtsol ba означает ветер (прана), а, в контексте практки, srog rtsol, это название йоги ветров. В "Комментарии Бодхисаттв" и других работах объясняется, что srog означает "ветер", а rtsol "остановить". Здесь имеется ввиду остановка ветров посредством применения задержки сосудного дыхания ("Детальное изложение Махамайи тантры" Таранатхи, стр. 641.4-5).
  18. Махамайя Тантра (Toh. 425), vol. Nga, f.169a5. Подробнее в "Комментарии на Махамайю" Ратнакарашанти, Toh. 1623, vol. Ya, f.194b2.
  19. Махамайя Тантра (Toh. 425), vol. Nga, f.168a4. Подробнее в "Комментарии на Махамайю" Ратнакарашанти, Toh. 1623, vol. Ya, f.89a6-b1.
  20. Махамайя Тантра (Toh. 425), vol. Nga, f.169a7. Подробнее в "Комментарии на Махамайю" Ратнакарашанти, Toh. 1623, vol. Ya, f.195a.
  21. Махамайя Тантра (Toh. 425), vol. Nga, f.170b4. Кришнасамайяваджра объяснял, что выражение "даруются три высших измерения (sku gsum)" означает, что приобретается совершенная способность даровать мирские и высшие сиддхи согласно желаниям всех существ, вследствие достижения измерения реальности (дхармакайя), измерения наслаждения (самбхогакайя) и измерения проявленного (нирманакайи) ("Комментарий на Махамайю" Кришнасамайиваджры, Toh. 1624, vol. Ya, f.217a5-6). Другими словами применение наставлений ведет к достижению трех измерений.

    Таранатха объясняет, что ясность мандалы божества, это измерение проявленного, блаженство, в котором изменены ум, ветра и тигле, это измерение наслаждения, и неконцептуальность блаженства, это измерение реальности (краткое изложение "Детального изложения Махамайи Тантры" Таранатхи, стр.671.7-672.2).
  22. Под теплом (drod) понимается этап тепла пути подготовки, как это изложено в тантрическом пути. Вобщем, данный этап достигается путем собирания ветров и ума в центральном канале на стадии завершения, в результате чего достигается малая, средня и великая степень изначальной мудрости блаженства и пустоты. Таким образом, этап тепла подразделяется на три степени - малое тепло (drod chung ngu), среднее тепло (drod 'bring) и великое тепло (drod chen po). Реализация малого тепла стадии зарождения позволяет занятся тантрическими активностями (spyod pa) указанными для стадии завершения. Реализация великого тепла позволяет применять практики стадии завершения, связанные с супругой. Когда йогин возникает из конечного ясного света полной кульминации, он достигает тела ветра и ума. Это считается этапом вершины (rtse mo) пути подготовки.


(c) перевод с английского Jamgon Kongtrul Lodro Taye "Treasury of Knowledge - Book 8, Part 3 - The Elements of Tantric Practice - A General Exposition of the Process of Meditation in the Indestructible Way of Secret Mantra"

кьерим, дзогрим, ануттара-йогинитантра, Махамайя, ваджраяна

Previous post Next post
Up