Недвойственность вопроса и ответа. Тантра Бхайравы

Aug 18, 2013 14:39




Говорится в "Трикахридае": "Наивысший Владыка всегда... демонстрирует благоволение, манифестирует и поглощает безо всяких ограничений (то есть только из благоволения)".

"...Факт вопроса и ответа (как структуры тантры - прим. Нандзед Дордже) есть вездесущая реальность, которая прежде всего, то есть на уровне паравак, не имеет разделения на вопросы и ответы. ...Самость, которая есть естественное самосветящееся состояние всех существований, развлекается вопросами и ответами, не отличающимися от неё самой, где вопрошающая (Дэви) и отвечающий (Бхайрава) являются лишь ею самой, отображающейся как "Я": "Я сама, стремясь к чудесному наслаждению знания истины как есть, проявляюсь как вопрос и ответ (татхайва бхавами)".



А это специально для практиков высшей тантры и понимания того, что стоит на санскритским словосочетанием "ануттара":

"Уттара может интерпретироваться как "ещё, дополнительно", "ан" - означает "не"; "ануттарам" поэтому объясняется как словосочетание "нет ничего больше этого". "Уттара" означает "переход", то есть освобождение. Оно допускается реалистами, но оно не выходит за пределы определённого порядка вещей. .."Уттара" также означает "то, за пределы чего нужно выйти", то есть ограниченность, мирское. Но также это и сам "переход", освобождение (мокша). Поэтому "ануттара" - это то, в чём нет такого перехода (то есть в соответствии с ануттарой мир, на самом деле, не является оковами и вопроса об освобождении не возникает). "Уттара" также означает ограниченное высказывание относительно Реальности. Поэтому "ануттара" - это то, что не подвергается ограничениям.

...На самом деле в ануттара размышление, сосредоточение и проч. совершенно неприемлемы. Оно запредельно всему. Практика не бесполезна, так как очищает и приуготавливает ум. Но нужно ясно понимать, что практика (поскольку она всегда связана с деятельностью викальпа, ментального конструирования) сама по себе никогда не приводит к постижению ануттары, которая, таким образом, пребывает и в мирской деятельности - для того, кто это осознаёт".

Эти мысли взяты из комментариев Джайдэва Сингха на фундаментальный труд Абхинавагупты "Паратришика виварана".

Абхинавагупта - великий индийский мистик и гениальный философ, осуществивший в 10-11 веках н.э. синтез различных течений кашмирского шиваизма. Опираясь на все достижения индийской мистической мысли и тантрической практики, Абхинавагупта вывел философию тантры на новый, поистине высочайший уровень.

За свою жизнь Абхинавагупта написал более 25 сочинений. "Паратришика виварана" - одно из самых значительных. Центральной темой трактата является мантра и метафизика речи в целом, поскольку вся наша Вселенаая является развёрткой Паравак (Высшей Речи) или трансцендентального Логоса. Абхинавагупта детальнейшим образом обсуждает эзотерический смысл каждой буквы санскритского алфавита, которые представляют собой различные формы созидающей энергии, порождённой недвойственным союзом Шивы и Шакти.

Абхинавагупта, недвойственность, Шива, хинду, ануттара-тантра, тантра

Previous post Next post
Up