Дыхание и форма. Главное в людях и государствах

Jun 30, 2012 12:25


"Греки - философы и мыслители, римляне - завоеватели, юристы. У римлян для обозначения любви только amor. У греков - he philia, дружба; ho eros, любовь нежная; he agape, любовь братская; he storge, любовь родительская. Тут душевное богатство. А у римлян главное - дисциплина, строй. Сидит в Риме император и командует людьми, которые живут за 10 000 километров от него, - это вот римляне любили". (В.В.Бибихин)

И сегодня можно легко различать эти две тенденции в людях и государствах - что именно у них главное, этот вектор - цветение и плодоношение, качества сущности, её свбодное дыхание - или рост, стройность, система, форма. Самое смешное, что в России народу нравится греческий вектор, а властям - римский. И весь мир россияне склонны воспринимать таким же образом. даже если такое противоречие отсутствует или не столь сильно в других странах. Эта глубокая раздробленность - основа трагизма российского бытия. А вот в чём её причина - разговор отдельный. Трещина мира проходит не между россиянами и другими народами. Она проходит в сердце российского народа. И понимать это стоит как проблему народа, а не как достоинство подвижника. Впрочем, то, что потом становится достоинством, вначале всегда бывает проблемой.





Буддисты могут сколь угодно много говорить о неотделимости дыхания от формы, и это очевидная вещь - с прекращением дыхания, создающего и содержащего жизненность формы эта форма мгновенно начинает распадаться. Но люди и народы всегда обусловлены в своём развитии - более склонны к принятию одного и отвержению другого, воспевают вольное дыхание жизни и клянут одновременно роковую инерцию форм этой жизни.

Именно поэтому, чтобы избежать мгновенной привязанности и отторжения как препятствий, в тантре говорят, что созерцаемое - лишь символ, а не нечто материальное. Это уловка, упая. На самом деле всё совершенно материально - даже наши представления символов, образованные посредством тех или иных энергий нашего ума. Не будь это так, мы не имели бы возможности и способности формировать наши представления о чем-либо. Но  п о н и м а т ь  сущее прямо, недвойственно, когда понимаемое переживается как происходящее в природе ума воспринимающего, людям мешает непрерывная практика неправильных взглядов - они видят мир отдельно от себя, и связь их с миром, как правило, не является непосредственной и чаще трагична - разрыв не может служить причиной счастья. Приязнь и отвержение - это две формы отсутствия непосредственности, две формы разрыва. Так в нас проявляется изначальное неведение, непрозрачность нашего сознания для нас самих. Так называемые счастливые люди просто в данное время не осознают наличия разрыва, это заслоняется от них наплывом энергии чувств, блаженства. Но разрыв при этом никуда не девается. Настоящее счастье доступно лишь целостному существу.




Пробуждённое существо переживает всё происходящее вне себя и в себе как единое и природа ума для него - природа мира. Это не солипсизм, не сведение одного к другому. Это объединение в природе сущего. На этом уровне вы можете воспринимать свободно и прямо всё как сущее и материальное - всё, включая созерцаемые смиволы. Вы можете иметь действительные переживания тигле, а не только лишь переживания созерцания символов тигле, созданных посредством энергии вашего ума.




Таким образом, главное для людей и государств то, чего у них чаще всего нет - целостность. Какое-то, иногда довольно длительное время они создают опору из того, к чему испытывают более приязнь. Но, поскольку это ситуация неравновесия, рано или поздно её поступательный потенциал исчерпывается. А потенциал отвергаемого становится уже нельзя игнорировать. Наступает кризис, иногда катастрофа. Однако люди думают,  что это и есть развитие, что это нормально, и даже создают вокруг этого различные теории. Их бесплодие становится дополнительным источником мучений человечества, если власть начинает принимать эти теории к действию.

В конце концов, всё упирается в то, чтобы люди на всех уровнях начали пытаться объединять потенциал любых явлений со своей жизнью. Не пытаться продолжать манипулировать на ином, новом уровне, а объединять. То есть принимать явления как они есть, формируя жизнь в едином, не разъятом ценностном и историческом пространстве.

Часто мелькает вопрос - а разве может быть просветлённое государство? На уровне пути - безусловно. Пример - Уддияна. На уровне плода такое государство исчезает. Как говорят про Уддияну, "она растворилась"))).



кризис, недвойственность, люди, развитие, государство, ваджраяна, история

Previous post Next post
Up