«Логика - это упорядоченная Тьма, а мистика - это ритмический Свет».
Klages L. Rhythmen und Runen. Leipzig, 1944
В самых разных методах тантры вы встречаетесь с дисками солнца и луны, но мало кто задумывается, что именно нужно делать в их отношении. К слову, практики тантры чаще всего вообще не понимают, что нужно делать со всем, что они визуализируют в ходе созерцания - и это при том, что каждая деталь садханы является символом! И получается, что огромный вал ключей к некиим энергиям и действиям в потоке ума остаётся незадействованным!
Я приведу лишь один пример - с дисками солнца и луны. Многие годы я созерцаю это в методе гуру-йоги, которая делается практиками ануттара-тантр шесть раз за сутки, но ни разу не слышал от ваджрных братьев и сестёр, чтобы они понимали, что именно они созерцают. Хотя секрет достаточно прост. Вы строите постепенно созерцание гуру как Ваджрадхары. Сначала появляется лотос, на нём - диск солнца, и говорится, что солнце - это абсолютная бодхичитта, безмерный потенциал метода, помощи, действия. Это символическое горение. Так почему вы не созерцаете это именно так?! Почему вы не добиваетесь переживания? Далее проявляется диск чистой полной луны - запредельной мудрости, пустотности, "охлаждающей" метод, дающей ему проявляться беспрепятственно. Если этого шуньевого действия, растворяющего жесткую конкретику не происходит, то это значит, что вы просто строите в уме некие ограниченные объекты. И всё!)) Если же вы знаете, что созерцать при проявлении диска луны, то далее происходит поистине волшебное. Но происходит лишь в случае определённой чистоты ума и целостности связей с Учителем, передавшим этот метод.
Итак. В любом методе вы найдёте, что диск луны находится прямо над диском солнца и это означает слияние мудрости и метода. Так вот, если вы осознанно(!) созерцаете солнце как безмерный метод и получаете некое переживание этого, то при появлении и переживании символа шуньи - лунного диска и их объединении вы естественным образом переживаете слияние мудрости и метода. Минимум - как краткую вспышку вместерождённого блаженства, во время которой ваша прана резко, подобно тому, как во время смерти, устремляется в центральный канал. Именно из этого потом над дисками солнца и луны проявляется фигура Учителя-Ваджрадхары! В противном случае вы просто строите картинку, где механически "усаживаете" на солнце и луну фигуру Учителя. Почувствуйте разницу хотя бы в моём рассказе!
А ведь каждая из стадий в садхане имеет принципиальное значение в этом смысле. Всё, что проявляется, сам процесс проявления непременно должен отзываться на состоянии ваших пран, тигле и каналов! Даже когда вы делаете подношения, представляя их как безмерные, чистые и блаженные, вы должны потихоньку начинать переживать это. И каждый ваш жест в мудре подношения будет иметь отклик в вашем ваджрном теле. И тогда, если вы практикуете, например, в гелуг, вам станет понятно, почему Чакрасамвару в рамках Тройного метода называют тантрой подношений. И то же самое касается всех процессов растворения - необходимо добиваться совершенно конкретных и разных(!) переживаний при растворении внешней мандалы в божестве, самого божества, его биджи, лунной и солнечной огласовки и нада. Или же вы не понимаете, что такое символы, путая их с аллегориями: первое - непосредственно и живо в переживании, второе - совершенно мертво. На самом деле символы в тантре чётко связаны в передаче с соответствующими энергиями-пранами и действиями. И это необходимо открыть в собственном опыте переживания. Именно здесь соединяются стадии зарождения и завершения, так как упорство в этой практике на стадии зарождения (кьерим) размягчает каналы, делает тигле и ветры подвижными, что и является начальной задачей стадии завершения (дзогрим), согласно Джамгону Конгтрулу.
--------------------