![](http://ic.pics.livejournal.com/nanablog/73348014/37144/37144_original.jpg)
«Красота - страшная сила», - промелькнула у меня в голове знаменитая фраза Фаины Раневской, когда я увидела это чудо. В желтом плаще, цветных резиновых сапожках и с розовой сумочкой. Милые кудряшки и дерзкий взгляд.
Чудо, фыркая, зашло с мамой в кабинет, отказалось сесть, и всячески демонстрировало свое нежелание не то, что говорить, но даже меня слушать. Ксюша выразительно выдыхала, недовольно сложив губки, шипела, как паровоз, и вращала глазами в сторону мамы:
- Садиться не буду! Вот с ней и беседуйте! Мне психолог не нужен!
- Ну чего стоять? Села бы…
- Не буду. Вот кто привел, тот пусть и садится!
Мама готова была за пять минут добежать до канадской границы. Пролепетав: «Ну вы тут… ладно? А я пойду, у меня дела…», она бочком направилась к двери.
- Нет уж! - завопили мы с девочкой.
Тогда мама, надев наушники, села в дальний угол комнаты, отвернулась к ноутбуку и сказала, что ей нужно писать курсовую. А мама у нас кто? Мама у нас - будущий психолог, получает второе образование. Из тех самых, которые разглядывают собственных детей под микроскопом, ставя все мыслимые и немыслимые диагнозы. И мама - мой клиент. Она не раз просила посмотреть ее дочь. «Профессионально» говорила о возможном девиантном поведении ребенка, написала целый трактат о его чудачествах и сильно беспокоилась. Еще переживала по поводу того, что, воспитывая дочку, возможно, не была с ней достаточно нежна и ласкова. Ксюша - одна из трех сестер, и потому могла ощущать нехватку родительской любви, чувствовать себя в чем-то ущемленной. Девочке 9 лет, учится в третьем классе, друзей мало, поведенческие нарушения, жуткая манипуляторша и прочее, и прочее. А главное - к психологу идти не хочет ни в какую!
- Но я ее все равно приведу, Нана Романовна! Я знаю, как ее подкупить!
Повисла пауза. В театре говорят, что её нужно «тащить до конца». Я сижу, Ксюша стоит, её мама склонилась над компьютером. Маму я отпустить не могла, так как видела тревогу в глазах ребенка: девочке было комфортнее, когда родной человек рядом.
***
По моей просьбе мама принесла в большой папке рисунки и поделки дочери. Это на крайний случай, если ребенок «уйдет в глухую несознанку» и откажется сотрудничать. Тогда я выужу необходимую информацию из рисунков девочки, посмотрю динамику её развития и сделаю все, чтобы опровергнуть необоснованные выводы «молодого специалиста».
Делая вид, что не обращаю внимания на нависшую надо мной Ксюшу, я начала разглядывать ее работы, откладывая в отдельную стопочку некоторые из них. Неожиданно ребенок спросил:
- Почему Вы их откладываете?
- Они теплые.
- Как это теплые? Наощупь, что ли?
Ну все, поехали!
- Они с душой. Я вижу, что ты их рисовала в особом состоянии.
- А как Вы это узнали?
- Не знаю. Я так чувствую. Я не могу объяснить.
- Хм… Тоже мне, психолог! Вы должны все объяснять. Вы же всё знаете.
- Не смеши меня, если бы это было так…
Присела. Даже чаю попросила.
- Вот этот рисунок я нарисовала папе, когда он болел. А это для мамы - когда она волновалась перед экзаменами. Это - на Варькин день рождения. Но все равно, я не знаю, как это можно - вот так сразу…
- Ну... это моя профессия, понимаешь?
- Ну да… Мне тетя Аня о вас рассказывала, - откашлявшись: рекомендовала!
- То есть, ты знала, к кому идешь?
- Конечно, а то бы я пошла!
- Неужели волновалась? Мне кажется, ты ничего не боишься.
- Боюсь… А Вы?
- Конечно! Я та еще трусиха.
***
Минут через десять я уже знала о Ксюше всё. Про кошку, Варину белку, про сериал, который она смотрит по ТНТ, про двухъярусную кровать в комнате сестер, про опоздания в школу, про одиночество в отдельной комнате… Думала, что всё. Потому что, тяжело, но торжественно вздохнув, Ксения достала из своей сумочки сиреневый дневник с «Винксами» на обложке.
А там, действительно, было ВСЁ! Про Федю, про Лизу и про Вову. Ксюша любит Федю и дружит с Лизой, которая первая красавица класса. Лиза тоже любит Федю. Поэтому доступ к рыцарю возможен только через подругу. А подруга неуравновешенна, капризна, требует подарков и походов в буфет. Федя пока не созрел для любви. Поэтому, как правило, он от подруг прячется. Но есть Вова, который послушный. И с ним можно пройтись на переменке и во дворе перед Федей. Дамы, только попробуйте сказать мне, что вам эта история не знакома!
Каждый вечер Ксюха терзает свое сердце: «Сердце, подскажи! Сердце, научи! Сердце, дай знать! Кто из них?! Вова или Федя?!!! Что делать? Сердце, помоги же!!!». Читаю дневник, потому что девочка сама попросила. Сказала, что долго рассказывать, а прочитав, я все пойму.
- Бедное сердце! Как же оно выдерживает! Ты лучше голову мучай. И мозги включи.
- Как это?
- А так это! Ты подумай, зачем тебе такая подруга? Если она продает дружбу и требует подарков. Если она знала, что ты влюблена в Федю, зачем она… ну, сама понимаешь? Ты же первая его полюбила.
- Сердцу не прикажешь, - вздыхает Ксюша.
Тоже вздохнув, соглашаюсь.
***
- Понимаете, со мной ведь никто не дружит из класса. Только Лиза. И то, если я ей что-нибудь подарю. А все другие обзываются. Знаете, как они меня называют? «Королевишна!».
- По-моему, это хорошее слово:типа «принцесса».
- Вы бы слышали, как они говорят! Ко-ро-лееевишшшна… Особенно, когда я опаздываю!
-Часто?
-Ну да…
- Потому дерешься?
- Ну да… И поэтому.
- Ксения, давай попробуем по-другому. Как только они будут так тебя называть, улыбайся, разводи руками и говори: «Да, я - принцесса!».
Репетируем минут пять. Ксюша признается:
- У Вас лучше получается!
- У меня опыта больше! У тебя тоже получится.
- Вам легко говорить. Вас же так не обзывают.
- Ха! Ты не знаешь, как меня обзывали.
- Расскажите!
- Не знаю, стоит ли…
- Но я же Вам все рассказываю!
- Ладно. Из самого яркого: однажды, когда я получала лицензию, меня назвали «крокодилом в короне».
- Обиделись?
- Не то слово! Но не показала виду. Наоборот, сказала, что у крокодила много зубов: если что, может и укусить. А если и корона есть, то я здесь вообще самая главная. Но давай о тебе. Может просто не опаздывать?
Ксюха слегка препирается, но в итоге все же вырабатываем вечерний план отхода ко сну: зубы-пижама-сериал-кровать, а не то безобразие, что сейчас. И еще маленькие хитрости с будильником.
***
-Ксюш, в чьей любви ты уверена?
- То есть, кто меня точно любит?
- Да.
- Я уверена, что меня мама любит. А еще папа заполнял мою анкету и там был вопрос: «Кого из нас ты больше всех любишь?». Из сестер. Он написал меня. Если честно, я думаю он всем нам так написал…
- Конечно, он же мужчина! Они так любят темнить! Хотя, я бы то же самое сделала.
- Да, чтобы мы не обиделись.
- Мне кажется, он всех вас любит по-разному, но одинаково сильно.
- Папа с мамой всегда так говорят.
***
Поговорили о бизнесе Ксюхи. Она плетет фенечки. В классе загоняет по 10 - 15 рублей, а когда сопровождает маму вечером на занятия (иногда девочку не с кем оставить дома или лучше не оставлять с сестрами), на лекциях продает их маминым подругам за 150-200 рублей. Бизнес, чо!
Мама неловко перед одногрупницами, она переживает и дико боится, что её вызовут в школу. Я отсылаю её к Уставу той же школы, где обычно написано, что аукционные и благотворительные продажи разрешены.
Вы думаете, куда Ксюша девает деньги? Покупает всем подарки: маме, сестрам, одноклассникам…
- А себе ты что-нибудь покупаешь? - спрашиваю девочку.
- Нет…
- Почему? Это же честно заработанные деньги.
- Ну, я покупаю друзьям…
- Но ты говоришь, что у тебя мало друзей?
- Я хотела бы с ними дружить…
- Ты хочешь купить друзей?
- Нет, почему?!
- Выглядит так. А ты пробовала с ними что-то делать вместе?
- Ха! Пробовала… Я ведь неуклюжая. Вот, например, у нас есть в классе девочка Аня. Самая добрая. Она вообще меня никогда не обижает. Аня делала стенгазету. Я к ней подошла, сказала: «Давай, помогу». Побежала газету вешать - уже готовую! И разорвала её пополам…
- Боже, как так?
- Что я Вам говорю… Я неуклюжая! Знаете, что мне Аня сказала? Чтобы я к ней никогда больше даже близко не подходила!
- Подожди, остынет…
- Сколько ждать-то?!
- Ты тоже хороша! Готовую стенгазету! Это как ты неслась - как лось, что ли?!!
- И вообще, меня никто не приглашает к себе домой. Даже Лиза. Я у нее два раза была всего. И то потому, что купила ей кое-что.
- А ты просилась к кому-нибудь в гости?
- Нет. Я думаю, что никто меня не пригласит. Меня ведь никто не любит…
- Тебе это говорили?
- Я так думаю.
- Неужели во всем классе нет человека, к которому ты можешь подойти, улыбнуться и пригласить к себе в гости? Или попросить, чтобы тебя пригласили? Вот тогда ты и сходи туда с подарком. Но сначала обязательно спроси разрешения у своей мамы и у мам одноклассников.
- Я боюсь... У меня не получится.
- А ты попробуй!
Оптимизировали бизнес. Решили реализовывать поделки оптом, через группы сети «В Контакте».
***
Еще через несколько минут мы разглядывали Ксюшин профиль «В Контакте». У нее 45 друзей, многие из них - очень достойные люди, в основном взрослые. Тетя Аня там тоже есть. И певица Пелагея. Её Ксюша засыпает письмами с требованиями выйти замуж за Билана. Письма сопровождаются фотографиями, где Дима несет Пелагею на руках (гусары, молчать!).
- Ксюш, но мало ли кого он на руках носит? Может, она ему просто нравится. И потом, они коллеги по «Голосу». Он ее таким образом благодарил.
- Она должна выйти за него замуж! У него всё очень серьезно!!!
***
Времени осталось мало.
- Ксень, давай поговорим о том, что мы здесь обсуждали…
- Зачем Вы так?! Мы про жизнь говорили! - девочка отворачивается.
- Ну ладно, не дуйся. Это моя работа, понимаешь?
- Я не дуюсь. Я вспоминаю. Помню только, что мы репетировали про королевишну…
- Я тебе напомню. Мы говорили о том, что ты уверена в любви и поддержке родителей. А это самая главная любовь, на неё нанизываются все другие. Вот, как на крепкую ниточку в твоих браслетиках. Мы говорили о дружбе, что ее купить нельзя. Мы говорили о том, что не надо замыкаться на Лизе. Мы говорили о том, что мир добрее, чем ты думаешь. И многие дети могут с тобой дружить. Решили, что не стоит в школе заниматься бизнесом. Придумали, как сделать так, чтобы не опаздывать в школу.
- Всю жизнь мою обсудили! Вы меня так хорошо понимаете. Знаете, мы с Вами очень похожи. Точно-точно! А Вы тоже в школе дрались?
- Нет. Получалось держать себя в руках.
- А как держать себя в руках?
- Если ты сильная и уверенная в себе, никому ничего доказывать не надо. Я этому учусь до сих пор.
- А я смогу? Вы меня научите? Очень хочу!
***
- У меня есть пять минут времени?
- Найдем, Ксюш, а что такое?
- Я хочу Вам кое-что подарить!
- Мы же договорились! Я к тебе и так очень хорошо отношусь, не надо...
- Нет, Вы не поняли! Сейчас увидите, это сюрприз!
Включила смартфон и спела мне песню. Типа караоке. Картинно вытягивала губы, оттопыривала попу. Кстати, песня - тоже про любовь. Неразделенную. Жуть! Мне понравился подарок!
Прощаемся, нежно обнявшись. Ксюша:
- Когда я к Вам еще?
- Все, родная! Тетя Аня тебе разве не говорила, что я с детьми стараюсь не работать?
- Я Вас люблю! Я уже не смогу без Вас! Я не справлюсь!
- Еще как справишься. А давай я тоже тебе подарю что-нибудь?
Дарю Ксюше разноцветные камушки - на счастье.
Выхожу в коридор провожать девочку с мамой. Женщина, ожидающая своего приема, непосредственно восклицает:
- Как вы похожи! Это Ваша дочь?
- Вот, все это видят,- радуется Ксюша.
***
Через две недели мама у меня на приеме.
- Это нормально? Она напросилась в гости ко всем одноклассникам! Ко многим уже сходила. Меня это пугает.
- И что?
- Я со страху перезвонила родителям всех детей. Они меня успокоили и сказали, что в курсе, ничего не имеют против, что Ксения сначала спросила у них разрешения. Пригласила в выходные Аню к нам. Заставила меня купить торт.
- Справедливо! Надо было загладить вину за стенгазету.
- Ксюша рвется к Вам на прием. Говорит, что так много нужно обсудить. Но без меня, я ей мешаю. Что мне ей сказать?
- Передайте ей от меня еще один камушек.