Новый сезон

Oct 28, 2015 21:22


Каждый раз, когда смотрю очередной сериал, задаюсь вопросом: «А будет еще один сезон?».
Летом, закончив (как мне казалось) свою «блогерскую деятельность», я с наслаждением выдохнула. А через некоторое время с удивлением стала читать письма: такие добрые, трогательные и внимательные! Меня спрашивали о том, куда я делась и буду ли снова появляться в Фейсбуке с рассказами о своей практике. Я отвечала уклончиво. Про себя думала, что к осени все забудется. К осени писем стало больше…

Для начала хочу рассказать, почему я ушла в такое глухое подполье - редко лайкала ваши замечательные посты и комментировала интересные материалы.

Каждый раз удивляюсь гениальности фразы: «Никогда не говори никогда». Дело в том, что я опять сотрудничаю с государством, с системой. В свое время, уходя из образовательного учреждения, где закрылась моя клиническая база, я думала, что навсегда затворила за собой эту дверь. Было очень тяжело, обидно. Больно, как если бы отрезали руку. Особенно, когда закрывали исследовательские проекты и отнимали кабинет после очередного дорогостоящего ремонта за свой счет. С тех пор зареклась иметь дело с государственными должностями. И оказывала школам и садам только благотворительную помощь.

И вдруг, меня пригласили возглавлять (практически - создавать с нуля) социально-психологическую службу огромного образовательного комплекса, состоящего из 6 садов, 5 школ и дома творчества. Переговоры шли долго, у меня имелись серьезные сомнения. Сами понимаете, почему. Потому что - система, потому что - образовательное учреждение, потому что - реформа, с которой я не согласна.

В очередной раз, в начале июня, директор комплекса, уговаривая меня по телефону, сказал:
- Завтра ко мне опять придут психологи и социальные педагоги. Мне нужно будет решать: отказаться от социально-психологической службы, уволить их всех, и вывести услуги «на аутсорсинг». Или все-таки уломать Вас взять этих людей под свое крыло…

Он назвал мне количество сотрудников, о которых шла речь - больше сорока человек. Это был шантаж! Потому что я представила, сколько людей останутся без работы, будут метаться в поисках себя, думать о том, как заработать денег, чтобы прокормить детей…

Я согласилась с одним условием:
- Приду, если Вы всем им сохраните рабочие места.

Хотя поначалу разговор шел о том, чтобы сократить службу до минимума, оставив десять человек.

- Договорились, - вздохнул Игорь Владимирович.
И назначил совещание с моими будущими сотрудниками уже на следующий день

Пришли не все (некоторые ушли в отпуск), но все равно было море людей. С напряженным взглядом, с готовностью не принять меня (по крайней мере, не сразу). И с надеждой на изменения к лучшему. Некоторых сопровождали их руководители подразделений - заведующие детских садов и школ. Они пришли защитить своих людей. И, возможно, успокоить, если я окажусь не тем человеком.

Состоялся тяжелый и откровенный разговор: о страхах, о нестабильности, о сокращении зарплаты, о неуверенности в завтрашнем дне. С предупреждениями о том, что разрушить можно быстро, а строить нужно долго... Одна дама все вопрошала, когда же я буду говорить о нравственности!

Я понимала, что нахожусь в куда более выигрышной ситуации. У меня есть своя частная практика. И то состояние неопределенности, в котором находятся эти люди, я уже прошла и пережила, меня оно уже не пугает. Я внутренне более свободна и менее зависима. И даже в случае с этой должностью, могу уйти в любой момент, стоит только захотеть.

Полтора летних месяца я знакомилась, изучала, предварительно планировала, оценивала свои возможности и возможности людей, с которыми мне следует создать команду. Еще предстояло вписаться в состав руководителей структурных подразделений. Мне нужно было снова научиться говорить на птичьем языке - бездушном, протокольном, официальном. И, наконец, справиться с моим персональным адом: логопедической и дефектологической службами. Ведь директор меня не предупредил, что логопеды и дефектологи - теперь тоже мои. А это одни из самых сплоченных, организованных и требовательных специалистов в любом учреждении.

Мой испытательный срок закончился. Я ушла думать. Масштабы поражали. У меня появилась возможность реализовать если не все, то многие задуманные социальные проекты с привлечением волонтеров. Открыть стажировочную площадку для молодых специалистов. Помочь детям из школы VIII типа социализироваться через профессию. Открыть мультипликационную студию и начать работу по сказкотерапии. Запустить исследования. И еще много всего…

Но я давно уже не ношу розовых очков. Я прекрасно понимала и понимаю, что я - креативщик. А таких людей, по определению, принято не воспринимать, отвергать.

Я раздумывала - и при этом все равно договаривалась с Московской сельскохозяйственной академией им. К.А. Тимирязева, со специалистом по канис-терапии Татьяной Любимовой, с известным режиссером-мультипликатором Анной Калин, с руководителем НОУ «Школа св. Георгия» Тамарой Николаевной Исаевой. Встречалась с людьми и налаживала связи. В конце августа, когда позвонила директору школы, чтобы сообщить ему о своем решении, даже на другом конце телефонного провода ощущала его напряжение. Бодро произнесла:
- Ну что, когда? Мне же надо выходить на работу!
- Уф, Нана Романовна, я-то испугался, что Вы мне сейчас скажете «нет»…

И вот я уже почти два месяца руковожу социально-психологической службой. На сегодня у меня в штате 55 человек. И я не просто знаю их по именам - почти с каждым у меня выстроены отношения. Это очень разные люди, но большей частью - чрезвычайно продуктивные работники. Мой ад расширился во многих направлениях: это табели, служебные записки, приказы, программы, бесконечные комиссии, совещания, циклограммы и многое-многое другое, от чего мне хочется зажмуриться и спрятаться под стол.

Я научилась вставать в шесть утра (для меня, частнопрактикующего психолога, аристократа-дегенерата - это подвиг, поверьте!), добираться до работы полтора часа и каждое утро торжественно себе обещать: как только все это налажу, тихо уйду.

В силу внутрикорпоративной этики я не могу быть до конца откровенной. Но, честное слово, очень хотелось бы рассказать о том, как происходит укрупнение образовательных организаций, какие там разыгрываются драмы, как у людей сдают нервы и как неформальные отношения превалируют над формальными. Наверное, когда-нибудь я напишу о чем-то подобном, хотя вряд ли это уже будет актуально.
Я буду говорить о тех проектах, которые мы затеяли, и будем затевать. О людях, которые меня окружают. В рубрике «Размышления» - делиться с вами мыслями о разных аспектах своей личной адаптации. Я же «новенькая»!

Одним из условий моего сотрудничества с комплексом было сохранение моей свободы и возможности продолжать вести прием. Поэтому два дня в неделю я по-прежнему работаю у себя, в кабинете на Бауманской.

Продолжаю приводить истории из своей практики. Рада снова быть с вами!

размышления

Previous post Next post
Up