Мужские пояса и оружие чеченцев и ингушей

Jun 24, 2010 10:19



ПОЯСА

Пояс во все времена считался обязательным элементом мужского одеяния горцев. Ношение кожаных поясов и ремней с металлическими пряжками и накладками - древняя традиция не только чеченцев и ингушей, она бытовала и у соседних народов. Неподпоясанному мужчине неприлично было выйти на улицу, показаться старику или человеку, бывшему статусом выше его. Не носили пояса очень глубокие старики и мальчики. И только во время траура мужчина мог ходить распоясанным.


Вся одежда вайнахов должна была быть пригнана к телу, пояс же затягивался туго, чтобы между ним и талией невозможно было протиснуть пальцы. В общем-то, вайнахи не любили полных и пузатых мужчин, называя их по имени с прибавлением компонента «брюхо»: Т1ингар-Ахьмад - «Брюхо» - Ахмед, Гай-Ваха - «Пузо» - Ваха.

Е.Н.Студенецкая так описывает наиболее распространенные типы поясов: «По нашим материалам можно выделить два типа мужских поясов: кожаные с металлическим набором и пояса из ткани или войлока. Во второй половине XIX - начале XX века более всего были распространены пояса из узкого кожаного ремня. На одном конце пояс имел пряжку, в которую продергивался другой конец пояса, снабженный металлическим наконечником. Пояс туго затягивался на талии, а длинный кончик ремня продевали в подвижную обоймочку. Пояса этой простейшей формы носили повседневно, они были доступны любому горцу.

Праздничные пояса украшали многочисленными, часто серебряными, бляшками и подвесками разной формы. Носили пояс на черкеске, на бешмете (если черкеска не была надета), а иногда и на шубе. У чеченцев и ингушей пояс изредка надевали и на рубаху.

К поясу подвешивали различные предметы, необходимые мужчине в дороге, на охоте. Это были: сальник или жирница - прямоугольная металлическая коробочка с салом для смазывания оружия; отвертка сложной формы для разбора огнестрельного оружия, служившая иногда и кресалом; брусок для точки кинжала или ножа; пульница; кожаный походный стакан; мешочек, в котором лежали кремень, трут, кресало и др. Пастух мог повесить на пояс мешочек с разной мелочью для лечения скота. Одним словом, пояс заменял карманы.

Но самое главное - на поясе висело оружие: кинжал (или нож в деревянных полуножнах), пистолет и иногда шашка. Последнюю носили и на портупее.

Узкие ремни с железным или медным набором найдены в склепах осетин и ингушей. Е.Н. Студенецкая приводит определение Е.И. Крупнова: «Каждый покойник опоясан одним, а иногда и двумя кожаными поясами с железными или бронзовыми пряжками; тонкие пояса украшались серебряными и бронзовыми наконечниками и бляшками. На поясах обычно висят кисеты из кожи с огнивом, кресалом и трутом».

Итак, подобные пояса были характерны для всех народов Северного Кавказа, а не только для чеченцев и ингушей. Особо нужно отметить традиционный пояс с серебряным набором, который, помимо пряжки, наконечника и обоймочки, украшался накладными фигурными бляшками, гравировкой и позолотой по серебру. Богато украшенный пояс был престижной частью мужского гардероба, особенно молодежного, мог свидетельствовать о социальном и имущественном положении владельца.

Заказы металлических наборов для поясов выполнялись мастерами-ювелирами из Дагестана, работавшими в городах и селах Северного Кавказа отходниками. Местные мастера, а их было немного, учились у них.

Пояса широкие матерчатые носили старики, муллы, хаджи, а также мужчины, находящиеся в трауре. Ими могли подпоясать бешметы, но черкески - никогда. Сложенную в несколько раз материю (холст, шелк) скручивали жгутом и получался пояс. Его оборачивали дважды вокруг талии и спускали спереди двумя концами. Войлочные пояса шириной 4-6 см повязывали во время косьбы.

Но самой устойчивой частью вайнахского мужского костюма был и остается до сих пор узкий кожаный пояс с металлическим набором.

ОРУЖИЕ

Комплект мужской одежды на Северном Кавказе не рассматривается без оружия и воинского снаряжения. Казалось бы, оружие не входит в понятие «костюма» чеченца, но с ним связан общий стиль, характер костюма и отдельные его детали (газырницы, пояс и др.). Пояс, увешанный оружием и принадлежностями для ухода за ним, непосредственно связан с воинским бытом.


Самым важным атрибутом оружия чеченцев и ингушей был кинжал (шаьлта - «Хьенапи», «Муси», «Атагинка» - по именам оружейников из Дарго, Джугурти, Атаги), шашки-тарраш (гурда, терс-маймал - волчок), меч (г1ама), носили их в красиво оформленных ножнах, висящими на поясах черкесок, шуб, а также рубах, одеваемых в летнее время.

Упоминание о шашке «терс-маймал» имеется и в работе царского офицера, чеченца Умалата Лаудаева, который в 1872 г. отмечал: «…лучшими шашками считаются те, которые имеют на клинке изображение зверя; неизвестно почему, чеченцы опознали в этом изображении обезьяну, по-чеченски «маймун», и назвали шашку «терс-маймун». Русские это изображение признали за волка и называют такую шашку «волчок». А.П. Ипполитов, прослуживший в Чечне (в Аргунском округе) много лет, в 1868 г. писал: «Клинки с изображением на них двух волчьих голов называются чеченскими терсмаймуль и почитаются как самые лучшие и ценные».

Кинжал имеет для всех горцев сакральное значение. Его дарили самым дорогим и почетным гостям и друзьям в знак глубокой дружбы, уважения и почитания. Для вайнахской семьи кинжал являлся своеобразной реликвией, которая передавалась из поколения в поколение и береглась как семейная святыня. На нем клялись как на священном Коране. В некоторых случаях комплекты вооружения входили и в уплату за кровь. Чеченцы к оружию относились очень бережно. Дарение кинжала, шашки или обмен символизировали дружбу, установление мира. В нашей семье Гарсаевых до сих пор хранится кинжал, подаренный моему отцу Магомеду в годы его юности андийцем Джамалханом Маматхановым.

Здесь уместно привести пример из истории. Л.Н.Толстой, будучи во 2-й половине XIX века в Чечне и находясь в гостях у чеченца-кунака Садо Мисербиева из тайпа Элистанжой, увидел на стене среди прочего оружия приглянувшуюся ему саблю. Ее и подарил ему Садо, так как у чеченцев было принято дарить гостю понравившуюся вещь, какую бы ценность она ни представляла. Эта сабля до сих пор хранится в музее Л.Н.Толстого в Москве. В ответ на этот подарок писатель подарил Садо свои часы. Классик чеченской литературы Магомед Мамакаев посвятил этому факту стихотворение «Тур» (шашка).

Каждый мужчина в Чечне имел кинжал. Его отделка и качество характеризовали владельца. Принадлежность кинжала к национальному костюму, обязательное ношение с черкеской с 14-15 лет способствовали сохранению хорошего качества клинков, улучшению отделки их ножен и рукоятей.

Оружие составляло основную ценность горца. Кинжалы лучших мастеров ценились очень высоко. Их стоимость равнялась стоимости дома, скакуна, сотен овец. Главным украшением гостевой комнаты в доме чеченца являлось оружие. На стенах, коврах развешивались шашки, сабли, кинжалы, ружья и пистолеты. Рядом висели бурка, а также плеть, украшенная серебром. Рядом с ними хранилось и дорогое убранство коня (седло, уздечка).

Из огнестрельного оружия в арсенал вайнахов входили ружья (топ), пистолеты (тапча, тапанча). Во второй половине XIX века большой популярностью пользовалось ружье, изготовленное жителем села Дарго Веденского района по имени Дуска. Оно так и называлось - Дуски топ (ружье Дуски). (Потомки этого известного оружейника до сих пор живут в этом селе Дарго, основанном представителями белгатоевского тайпа.) Качество его ружей, их дальнобойность высоко ценились горцами и казаками. Дуска, а также его отец Гета были одними из основных поставщиков оружия для войск имама Шамиля. Вероятно, большее количество ружей обеспечивалось ими с привлечением наемного труда. Ружья Дуски имели простую отделку. Сохранилось в частном собрании, пожалуй, единственное в республике ружье Дуски, скромно украшенное серебром. Ствол его не инкрустирован, однако сохранил на себе рисунок из дамасской стали. Кроме ружей Дуска изготовлял и пистолеты.

Любовь и благоговение к оружию отражена у чеченцев в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них:

- Без надобности не вынимай кинжал из ножен, а вынув - не вкладывай обратно, не применив его.
- Не мужчина тот, кто кинжалом колет противника, но тот мужчина, кто рубит им.
- Ты остер на язык, как лезвие кинжала.

А вот некоторые обычаи чеченцев, связанные с холодным оружием. Например, идет мать с младенцем на руках. Встречая на пути мужчину пожилого возраста или старца, она, в знак уважения к нему, кладет ребенка на землю и отворачивается, стесняясь. Тогда мужчина быстро подходит к младенцу, берет его на руки и, если ребенок мужского пола, распоясывается (что делается чеченцами очень редко) и отдает ребенка матери с дорогим подарком - кинжалом и поясом; если младенец - девочка, ребенка одаривают деньгами.

Однажды спросили у святого устаза (араб. наставник, учитель) Дени Арсанова: «Почему вы носите пистолет и кинжал? Ведь вы священнослужитель». Он ответил коротко: «Чтобы отомстить любому похитителю девушки».

После почетного пленения имама Чечни и Дагестана Шамиля к нему зашел вестовой офицер из личной гвардии и сообщил, что у русского императора родился наследник, на что имам ничего не ответил, но, отложив Коран, снял с себя пояс с кинжалом и положил рядом. Офицер передал царю, что Шамиль никак не отреагировал на такое важное известие. Затем возмущенный царь велел вызвать к себе имама и задал последнему вопрос: «Ты не рад моему наследнику? Почему не выражено тобой никакой радости по поводу его рождения?»

На что Шамиль ответил: «Я в течение 25 лет войны с Россией не распоясывался ни разу, но в честь рождения вашего сына я это сделал немедленно». С этого дня, говорят, Шамиль никогда не носил оружия.



Издревле у чеченцев превыше всего ценилось оружие, как было отмечено, на нем клялись, оно являлось постоянной принадлежностью мужчины и предметом его гордости. Порою чеченец шел даже на смерть, только бы в бою не отдать оружие. Обезоруживание чеченца или оставление противнику своего оружия, даже одного из его компонентов, считалось большим позором. С детства чеченца приучали к оружию, к меткой стрельбе из лука, арбалета, ружья. Дети часто, играя, соревновались в скачках, в стрельбе на скаку, в стрельбе на меткость. А. Зиссерман вспоминает случай, когда в честь его приезда горцы устроили соревнование в меткости стрельбы. В монету, поставленную в нескольких шагах, стреляли взрослые, но не попадали; тогда один горец передал ружье подростку, тот с первого выстрела попал в цель. Многие исследователи единодушно, с восхищением, отмечают отличную военную подготовку чеченцев - от костюма и оружия до коня.

Все было связано с военной ситуацией, а особенно в Кавказскую войну - с постоянными разорениями сел и насильственными переселениями. Даже детская люлька была экипирована так, что ее можно было хватать на скаку, приторачивать к седлу. Стоило начать запрягать лошадь в арбу, вспоминали старики, как почти вся дворовая живность - куры и кошки, индюки и ягнята - начинали прыгать в нее, а домашний скот спокойно приближался, чтобы его привязывали к возу. Одежда чеченца в зимнее время состояла из бурки, башлыка, горской шапки из бараньей шкуры, полушубка, обуви из сыромятной кожи и утепленных ноговиц с шерстяными и суконными носками.

Была продумана и походная пища - это, прежде всего, толокно (цу), приготовленное из прожаренного проса, ячменя, кукурузы, его можно было быстро превратить в походный хлеб, смешав муку с солью, маслом, при желании - с медом; брали с собой сушеное мясо, колбасу. Многовековая привычка к военным походам помогла так приспособить одежду, обувь и оружие чеченцам, что при продвижении никогда не являлись помехой. Сама войсковая терминология, названия оружия, наличие специальных тайпов или каст в древности доказывает готовность чеченцев защищать свою Родину и свободу.




В настоящее время чеченских клинков сохранилось мало. Большая часть их утрачена в ходе постоянного изъятия оружия царской и советской властями.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сетевую версию журнала "Нана" обязательна.

оружие, культура, Гарсаев Л.М., Чеченская Республика, журнал, ингуши, чеченцы, Нана, Академия наук, Шаипова Т.С., история

Previous post Next post
Up