Вот видео от производителя, там показан принцип работы. Он прост, как всё гениальное.
Click to view
Перевожу текст.
Есть два диска, ведущий и ведомый. Между ними расположен шар. Ведущий диск крутит шар. Шар крутит ведомый диск. С помощью наклона шара меняется передаточное соотношение.
Всё довольно просто - разные части шара крутятся с разной скоростью. Наклоняя ось вращения шара, мы определяем, какая окружность с каким диском контактирует.
Причём втулка устроена так, что между дисками и шарами нет прямого контакта, там плещется масло, которое, попадая в микрозазор и является элементом передающим крутящий момент.
Минус этой конструкции - она большая и довольно тяжёлая.
Плюс - всё остальное. Потому что шары может сломать только русский из того анекдота. А на деле фиг. Конструкция бронебойная до невозможности.
Шестерёнок нет, фиксированных передач нет... И трансмиссионные потери ниже планетарки. Я давно пропёрся этой штукой, а тут представилась возможность купить и поставить... На кросс-чек конечно.
Кроме вышеописанных плюшек, есть еще чисто велосипедные. Втулка большая в диаметре, широкая и симметричная.
Это означает короткие спицы и практически симметричную спицовку. Идеальный равнобедренный треугольник.
Такие дела.