Летом 1983 года я попал на производственную практику в Ростовскую геодезическую экспедицию. Наша партия, в которую меня определили в экспедиции, производила съемку шельфа Каспийского моря в районе Кизлярского залива (это граница Дагестана с Калмыкией, место впадения в Каспий реки Кума). Уровень Каспия в то время как раз начинал сильно подыматься, из-за чего, собственно и возникла необходимость во всей этой работе.
Для рыбаков и охотников места просто райские: рыба косяками, дичь - стаями. От твердой земли до чистой воды вдоль берега тянулась полоса тростника в три человеческих роста шириной от 3 до 30 километров. Суть съемки состояла в том, что корабль ходил по морю меняя галсы и в момент совершения промера по команде его местоположение засекалось теодолитами с двух точек. Одна из таких точек находилась прямо в воде возле южного мыса острова Чапура, на котором находился я в полном одиночестве, а вторая находилась на северном мысу - там было два грузина студента из тбилисского топографического техникума.
Вот это тот самый остров:
Бригадир же наш находился на корабле. У меня была моторная лодка цельнометалическая "Ока-4", привязанная прямо к пирамиде триангуляционного пункта, радиостанция, ну и все остальное, необходимое для автономного существования, включая сетку для ловли рыбы, а у грузин кроме всего прочего в обязанность входило замерять колебания подъема поверхности моря. Нам, живущим в городах, периодически хочется побыть одним, чтобы никто не мешал, не шумел... Это конечно хорошо... первых два дня... ;)) Через неделю одиночества уже хотелось немного повыть на Луну. )) Единственное что выручало - это наличие радиоприемника. Со стороны посмотришь - полная шизуха: диктор чето рассказывает по радио, а я ему отвечаю. )) Дошло до того, что начал разговаривать со своей лодкой, с пойманной рыбой... )))В общей сложности я провел там в одиночестве три недели.
И вот однажды наш бригадир решил проверить работу грузинских студентов. Вызвал он меня по радиостанции и дал команду привезти его моей моторкой с корабля к ним на пункт. Привез я его и отправился к себе. А расстояние там между нами было километров 15, наверное. В общем, вечером, в семь часов вызывает меня бригадир и дает команду отвезти его обратно на корабль. Бросаю рацию в лодку, завожу мотор, выхожу в пролив и направляюсь за своим шефом. Минут через 15 отчетливо чувствую какой-то рывок, мотор взвыл и... заглох. Дергал я его наверное около часа - не заводится, хоть стреляйся. Ну, что делать, надо по рации сообщить. Гляжу - мать честная, рацию я с собой взял, а антенну к ней телескопическую на пункте оставил. А дело уже хорошо так к вечеру... Солнце низко уже, ветерок усиливается, волна появилась. "Ну, - думаю, сейчас унесет меня в открытое море, да еще не дай бог к берегам Ирана. Во будет радости иранским "стражам исламской революции" от поимки советского "шпиона" с радиостанцией." Хорощо хоть что в лодке лежали самодельные не гнущиеся весла. Сажусь я за эти весла и давай выгребать. Часа два махал веслами, пока прибыл к месту назначения. Причаливал уже в полной темноте. Хорошо хоть народ догадался фонариком маяк указать. Причалил, встаю, а руки как плети - повисли и все... А что самое интересное, на следующий день движек запустился с первой же попытки... До сих пор не знаю в чем там причина была...