(no subject)

Jun 11, 2014 05:04

"Очищать русскую литературу есть чистить нужники и зависеть от полиции. Того и гляди что... Чёрт их побери! У меня кровь в желчь превращается”.

Похоже, страстно обожаемый мною книжный фестиваль может завершить свое существование. И это неприятность государственного масштаба, поскольку там очень многое обдумывалось, сочинялось, варилось (в том числе и плов в последний день прошлого фестиваля, еще когда пел «Мегаполис»). Фестиваль играл очень существенную роль в моем личном формировании, на данный момент не вполне осознанную, хотя что-то понятно и сейчас. Когда-нибудь я напишу мемуар про эти деньки, но теперь хотел сказать о другом.

Андрей Архангельский пишет хорошие слова о «беспрецедентном уровне солидарности и поддержки, немедленной реакции и гласно заявленном протесте против самоцензуры». И, действительно, реакция вдохновляет: «Ух, круто! Класс». Все это очень важно: люди смогли принять решения (причем, разнообразные) и внятно выразить свои мысли по поводу происходящего. Мероприятия состоятся, на других площадках, даже еще дополнительные. И при всем этом я воспринимаю случающееся как поражение. Поскольку это - уничтожение фестиваля, сложного живого организма, который складывался полуволшебным образом. То, что он вообще существовал - необходимое атмосферное явление, влияющее на круговорот воды и воздуха. И теперь, по всей видимости, его не будет. Выразившие протест смогли сохранить лицо (что сегодня случается все реже), но сохранить эту живую жизнь вряд ли удастся.

И в этот момент я думаю о решающей роли команды. О том, что это понятие недопонято и недооценено. Обыкновенно про команду вспоминают и говорят в завершение удачного события: «Отдельно мы бы хотели поблагодарить уникальную команду…», «Ребята, без каждого из вас этот праздник был бы невозможен…», тут еще нужно выпить вина. Но по-настоящему наличие команды и командной работы понимается только в такие дни. Можно долго говорить о том, что всем респект и вообще - герои, в то время как на фоне этих личных геройств умирает нечто большее. Красиво уйти - это еще не все. Потому что куда идти? Что дальше? Восстановить нечто подобное в другом месте - почти невозможно. Придумать что-то иное? Если так просто, у книжного фестиваля появились бы коллеги и конкуренты.

Гордое меньшинство распадается и распыляется. В рассеянном виде не получается создать среду. И здесь, в общем-то, есть лишь один вариант. Если решение об отмене спектаклей принимала группа людей, которым показалось, что они - заложники министерства, команда фестиваля могла лишь зажать эту группу в еще более крепкие клещи. Кураторская группа в полном составе (посмотрите список, там половина - коллеги) объявляет, что отменяет вообще все свои мероприятия, если решение о спектаклях не будет пересмотрено. Выживает лишь то, без чего мы не можем жить. Да и выяснилось, что фестиваль имеет огромное влияние. Если человеком движет страх, надо уберечь его от принятия неверного решения. Чтобы остановить труса, нужно сначала еще сильнее его напугать, и уже потом, когда непоправимое миновало, можно приводить рациональные доводы. Идиотское решение, по всей видимости, не было взвешено. Человек не понял, что это - смертельная инъекция, что на другой чаше весов гораздо больше, чем мелкие репутационные издержки.

Если думать о том, что можно сделать сейчас, то, конечно, переговоры. Конечно, поиск компромисса. Хорошо бы кто-то влиятельный (Ирина Прохорова?) взял на себя роль переговорщика. Понять и простить. В данный момент компания «отказников» сильна, и это удобно для того, чтоб протянуть руку слабому (хотя бы и трусу). Министерство тоже помогает, считая, что все состоялось: «Если организаторы фестиваля не согласны с мнением экспертов, изложивших свою точку зрения руководству Минкульта, они имеют полное право официально ответить на письмо, изложив свою позицию». Т.е. вернуть оба спектакля, принести извинения, гордым и обиженным - смириться (в том числе публично), министерству - все по форме (ценим внимание, которое замминистра уделил фестивалю; независимая экспертиза признаков пропаганды не нашла; приглашаем на премьеру и надеемся на содержательное обсуждение).

Помните, чему учил гусь-буддист: «Путин - это иллюзия». Да и Росгосстрах сняли с крыши.


родина, литература, пушкин

Previous post Next post
Up