Великое дело Великого Поста

Mar 15, 2021 12:19


Начинается Великий Пост. Многие христиане опять и опять задаются вопросом: как прожить семь недель на вегетарианской диете? С непривычки это сложно. Для кого-то это бремя тяжёлое и неудобоносимое. А ещё у многих болезни, тяжёлая работа, затруднения с финансами и прочее и прочее.

Ответ простой и довольно очевидный. Ко всем подобным случаям применимы слова, сказанные две тысячи лет назад: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27); «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 12:7) и т.п. Пост и различные регламентации вкушения пищи существуют во многих религиях. В основе всего этого лежит тот факт, что состояние тела влияет и на душу.

Пост, как и безбрачие, практиковали египетские жрецы, индийские йоги, буддисты задолго до христианства. Ветхозаветная традиция также говорила о посте. Так что пост (идея поста) не христианами придуман, но используется христианами, чтобы подготовить себя к Пасхе. Как подготовить? Центр притяжения в христианстве Сам Христос, а заповеди Его - любовь к Богу и ближнему. Проще говоря, в Пост надо возрастать в любви к Богу и ближнему. Конечно, к этому надо стремиться не только в Пост, но и вообще всю жизнь.

Не надо также забывать про исторические и культурные аспекты. Устав Великого Поста не с неба упал, а формировался людьми больше тысячи лет. Изначально, ещё в Ветхом Завете, под постом подразумевался полный отказ от пищи на некоторое время. Перед Пасхой христиане сначала постились три дня, затем неделю, а семинедельный Великий Пост начал практиковаться только в IV-V веке под влиянием монашества и института оглашенных.  Раннее монашество практиковало вкушение пищи после захода солнца (довольно вредно для здоровья). Следы этого сохранились и сейчас в исламской традиции. Разделения пищи на постную и непостную изначально не было, оно возникло довольно поздно, как и отказ от вкушения мяса в монашеской среде. И везде было по-разному. И сейчас нет единого мнения. На Афоне и в русской традиции монахи мясо не едят (зато у них много зелени и морепродуктов). На Кипре, в монастырях Греции вне Афона, в Сербии, Румынии и др. монахи мясо едят (если нет поста).

И, конечно же, не может быть одного Устава для всех, потому что все люди разные. Особенно это касается больных и немощных. Если поститься не по разуму, то можно причинить серьёзный вред для здоровья. А это уже относится к большому греху самоубийства. Если человек болеет, то его скорби тела уже больше, чем пост. Поэтому не важно, что больной будет есть. Святой Антоний Великий, основатель монашества, строго отругал монахинь за то, что они не приготовили козлёнка для больной монахини.

Короче говоря, дело не только и не столько в пище. Смысл в воздержании тела и духа. Например, в Лавре Саввы Освящённого под Иерусалимом монахи никогда не вкушают яблоки в память о таком поступке преподобного Саввы.

С другой стороны, не стоит забывать, что Пост может превратиться в формальность, в фарисейское лицемерное благочестие. Такой постящийся человек становится злым и раздражённым. Об этом пророчествовал ещё пророк Исайя: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк. 7:6; Мф. 15:8).

Таким образом, не надо смотреть на других, каждый должен брать свой подвиг по силам и с рассуждением и устремляться к главной цели, к великому делу Великого Поста - к возрастанию в любви к Богу и ближнему. Подводя итог вышесказанному, процитируем свт. Василия Великого: «Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакож не перестаёт грешить».

христианство, пост, православие

Previous post Next post
Up