В афонском монастыре Зограф есть икона св. вмч. Георгия Победоносца, именуемая «Фануильской», о которой монахи рассказывают следующую слезоточиво-душещипательную историю
[1]: будто бы некий греческий архиерей, прослышав о многочисленных чудесах от иконы, начал сомневаться в их истинности. Приехав в монастырь, он небрежно ткнул пальцем в икону и вдруг палец прилип к ней так, что ничем невозможно было его освободить… Пришлось палец отрезать… И до сих пор возле левой ноздри святого, видна крайняя часть засохшего пальца
[2]. Рассказывают также, что это место исследовали современными техническими средствами, и было подтверждено, что на иконе действительно засохшая часть пальца.
Не хочу показаться неблагочестивым и маловерным (не отрывайте мне какую-нибудь важную часть тела!), но всё это вызывает недоумение и вопросы.
1) Если бы данное событие на самом деле имело место, то имя епископа и год события просто не могли бы не сохраниться и в Зографе, и на материке в хрониках епархии.
2) То, что монахи большие любители придумывать байки - это факт. И не только байки, но и поддельные святыни - примеров тому множество. Как создаются поддельные «чудотворные» иконы хорошо известно. Один из наглядных примеров приводит протопресвитер Георгий Шавельский в книге «В школе и на службе»
[3]. Как знать, может быть, нечто подобное имело место и в данном случае.
3) Даже если в иконе действительно заклеен человеческий палец, то он мог там появиться и не чудесным способом, а просто кто-то решил замутить хохму и просверлил дырочку и вклеил туда фалангу (предположение). Монахи и не такие фокусы вытворяли ради создания мифов о чудотворности.
4) Главное, что нравоучительная часть этой истории явно противоречит контексту Евангелия. Христос учил не воздавать злом за зло и не оскорбляться на оскорбления. Он мог бы всех неверующих и хулителей испепелить тысячу раз. Сколько было вокруг него людей и маловерующих и злословящих, но Он был кроток и незлобив. Христос лишь кротко укорил в неверии ап. Петра, утопавшего в море Тивериадском, но не наказал его за сомнение (Мф. 14:31). Так же и в случае с неверием ап. Фомы Христос лишь сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). И святой, действительный святой, не мог так жестоко наказать за сравнительно небольшой грех неверия даже не в святого, а в его икону. Ведь здесь речь идёт о довольно незначительном проступке. Нельзя не видеть, какую отвратительную мораль навязывает этот рассказ - представляет святого каким-то мелочным садистом, требующим поклонения своему изображению.
5) Сам рассказ о событии довольно подробный, детальный. Но если сохранились мелкие детали, тогда почему же не сохранились крупные детали? Почему не сохранилось имя епископа и год, в котором он посетил Зограф? В некоторых вариантах пересказа сообщается, что епископ был из города Водена (Эдесса)
[4], но нет ни его имени, ни года посещения им Зографа.
6) Если икону исследовали современными средствами (а это сделать просто), то, опять же, должны быть имена, даты, название учреждения где проводилось исследование. Но вместо этих простых данных афонские старцы предлагают какие-то мутные байки.
7) Если было бы достоверно известно, какой архиерей и когда приезжал, и что палец его действительно прилип и его отрезали, то тогда бы вообще не нужно было бы никаких дополнительных исследований по проверке этого сомнительного останка пальца. А так, даже если экспертиза подтвердит, что это человеческий палец, то всё равно будет неизвестно, кому он принадлежал.
8) Какой же архиерей позволит себе палец то резать? Тем более, что пальцы на правой руке священника и епископа имеют сакральное значение. Их надо определённым образом складывать для благословения. Скорее всего, люди из его свиты разрубили бы икону на части и освободили бы палец.
В общем, много вопросов вызывает этот афонский рассказ об иконе.
[1] https://pravlife.org/ru/content/zografskoe-chudo-ili-vrazumlenie-arhiereya [2] https://drevo-info.ru/articles/13678081.html [3] https://anchoret.livejournal.com/499410.html [4] греч. Βοδενά (Έδεσσα).