Конфликт между РПЦ и Константинопольской патриархией как проявление болезни православия

Oct 17, 2018 11:12


Христос и апостолы проповедовали не религию, не православие, не католичество, не протестантизм, не англиканство и даже не христианство «вообще», а благую весть - Евангелие. Как написано, ангел возвестил «радость великую» (Лк. 2:10), т.е. весть о том, что онтологическая пропасть между Богом и человеком преодолена воплощением, кеносисом, Крестом. Это благая весть о том, что Бог смотрит на людей, как на друзей, и смиренно ждёт ответа, желает личного общения в любви. И эта благая весть - совсем не религия.
Обычно под религией подразумевается система предписаний, канонов, уставов, обрядов и т.п., которая регламентирует поклонение Богу.
На протяжении веков религиозные люди ограждали себя этими предписаниями от беспокойства, мучительных сомнений и исканий. Действительно, проще, легче жить, зная, что ничего, кроме точного исполнения религиозных предписаний, не требуется, что исполнив обряд, человек как бы «заплатил» дань Богу, и поэтому Бог уже не может с него ничего взыскать. И вот, Христос в разговоре с самарянкой полностью разрушает это религиозное представление о поклонении Богу. Самарянка спрашивала о внешней стороне богопочитания: где нужно поклоняться Богу, тут или там, на этой горе или в Иерусалиме? Иначе говоря, она искала какой-либо внешний авторитет, которому можно подчиниться и выполнить свои «религиозные обязанности». На этот вопрос Христос отвечает: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:21, 23-24). Это значит, что поклонение Богу основано не на предписании, не на уставе и не на законе, а на жажде истины и правды (Мф. 5:6), на искании её всем сердцем, не на рабском подчинении, а на свободе (Ин. 15:15), не на слепом страхе, а на любви к Богу и ближнему (Ин. 13:34).
К сожалению, эти слова Евангелия христиане как бы видя не видят и слыша не слышат. На протяжении веков, опять и опять, возникают болезненные споры о внешних, ритуальных предписаниях. Какая епископская кафедра имеет первенство чести: Рим или Стамбул (бывший Константинополь) или Москва? Эти споры очень трагичны, и в них нет ни слова о Христе и Евангелии.
Православие было создано не Христом и не апостолами - это плод деятельности Византийских императоров, как и англиканство - плод деятельности английских королей и королев в политико-религиозной сфере. Когда Византия пала, каноническое право православия «зависло», т.к. было основано на Византийском принципе симфонии между Церковью и государством, а на практике на постоянном вмешательстве императора в церковные дела (он ставил на место епископов и патриархов, примирял их, если надо, созывал Соборы и т.п.). В IV веке Константинопольскому патриарху было дано первенство чести в решении общецерковных вопросов на территории восточной части Империи, поскольку Константинополь был городом царя и сената. Поэтому, после падения Византии в 1453 г., притязание Болгарского Тырново и Москвы на титул Третьего Рима было совершенно естественным и законным. Греки, хоть и затаили обиду, но молчали, т.к. они сами же это и придумали: где город православного царя - там и первенствующая кафедра. Но уже давно нет православных царей, и поэтому вся конструкция канонического права ветхого бренда «православие» разваливается, а греки выплёскивают свои древние обиды за «Третий Рим» на РПЦ. Варфоломей Стамбульский пытается найти покровителя в лице президента США, но США создано протестантами и с византийской конструкцией не стыкуется. Этот тупик неразрешим в парадигме православия в принципе, т.к. без императора православная экклесиология «не работает», как и англиканская без короля.
Эта болезнь православия ярко проявилась в современном споре между Константинопольской Церковью и РПЦ за право считаться кириархальной Церковью по отношению к Украинской. Все ссылки на документы и каноны многовековой давности юридически ничтожны, т.к. и Византия и Московская Русь уже давно не существуют. На их территории находятся совершенно другие государства, с совершенно другими законами. В юриспруденции есть понятия «срок давности» и «исторически сложившееся явление». Никто сейчас не выиграет суд, ссылаясь на Римское право. И так же абсурдно в церковных вопросах ссылаться на законы и каноны Византии, ведь в новообразованных государствах все законы переписываются (или утверждаются) заново. Константинополя нет уже шесть веков -  теперь это Стамбул. А РПЦ вообще самая молодая Церковь - она создана Сталиным в 1943 г.  Если епикопы этого не понимают и живут в каком-то своём виртуальном мире, то это признак шизофрении.
Современный раскол между Константинопольской Церковью и РПЦ подобен другим расколам в Православии. В 1346 г. Сербская Церковь объявила себя патриархией (Печская патриархия). Константинопольский патриарх Каллист в 1352 г. ответил на это анафемой. Через 22 года анафема была снята. РПЦ со старообрядцами воевала более двухсот лет, также их анафематствовала. С грузинской Церковью РПЦ была в расколе около 30 лет (после 1917), с РПЦЗ - 90 лет. Каждый раз, после многих лет трагических (иногда кровавых) конфликтов эти Церкви договаривались считать раскол «якоже не бывшим». Так же будет и в данном случае. Церкви пособачатся какое-то время и снова признают друг друга. Всё зависит от того, как и когда будет урегулирован конфликт на Востоке Украины. Это же это же чистая политика: если бы не было крымских событий и гражданской войны на Донбассе, не было бы и этого раскола.
Война на Востоке Украины является полным провалом политики путинского «mafia state», а церковный раскол - лишь его следствие и одновременно полный провал гундяевизма на Украине. Совсем недавно в РПЦ массово рукополагали множество новых епископов, дробя епархии на 2-3 части. Это делалось с целью произвести впечатление на другие Поместные Церкви количеством приходов, епископов и епархий. РПЦ вела себя, как жаба, которая надувается, чтобы устрашить врагов своими размерами. Поэтому Москва и не давала УПЦ МП автокефалию, хотя фактически её права «широкой автономии» ничем не отличались от реальной автокефалии. Вместе с Украиной количество приходов, епископов и епархий РПЦ действительно было самым большим среди православных Церквей. На этом основании патриарх Кирилл Гундяев надеялся потребовать от других Поместных Церквей признания своего доминирующего положения. И вот, какая ирония! Патриарх Варфоломей одним росчерком пера отделил от РПЦ большую половину! Конечно же, это взбесило Кирилла Гундяева, и он объявил Константинополю тотальную войну, вплоть до абсурдного запрещения мирянам причащаться на Афоне.
В общем, всё как обычно. Пока политики и патриархи борются за власть, деньги и влияние страдают простые люди. И никто как будто бы не слышит благой вести христианства о том, что Бог ищет не рабов, не слепцов, а тех, кто поклоняются Ему в духе и истине, в жажде подлинного и вечного. Евангельская история повествует о том, как религиозные люди предпочли свои взгляды, свою идеологию, свои религиозные законы-каноны духу и истине, как отвергли они призыв Христа к духовному освобождению. К сожалению, современный конфликт между Константинопольской Церковью и РПЦ является ещё одной иллюстрацией этого искажения благой вести и превращения христианства в одну из религий.

христианство, РПЦ, Греческое, религия, теизм

Previous post Next post
Up