Окончание филологического банкета

May 26, 2010 00:35


Филфак Латвийского Госуниверситета упоминается и в этой статье... Это одно из моих любимых интервью.

газета  "Суббота"

21  ноября  2003  года

6   очевидных   невероятностей

из   жизни   Ефима   Шифрина

9  декабря  в  19.00  в  Доме  конгрессов  любимый  земляк  порадует  нас  программой  под  многообещающим  названием  "Невероятное".

Артист заранее объявил, что точно не будет глотать шпаги и вряд ли отважится ходить по проволоке. А вот всё остальное - вполне вероятно. Ведь, как оказалось, вся жизнь Ефима Шифрина сплошь состоит из счастливых невероятностей, которые очень быстро обретают форму вполне успешных очевидностей…



Фото:  Марис  Морканс

Невероятность  №  1

- Невероятно, но целый год (с 72-го по 73-й) я работал делопроизводителем в 5-й юрмальской школе (я называл её лесной, потому что она располагалась в сосновом бору на станции Яундубулты). Это был как раз тот праздный год, когда я не поступил в театральное училище, и до того, как созрело решение поступить в ЛГУ на филфак.



Фото:  SvetRim


- Время я на своём дельном посту не терял: ещё во время учёбы вместе с одноклассником (ныне доктором истории господином Смириным, до сих пор счастливо проживающим в Юрмале) мы создали театр "Не рыдай!" И в пору работы в школе жизнь школьного театра продолжилась, к удовольствию учеников и преподавателей. Мне уже в те годы неплохо удавались пародии. Особенно смешным получался учитель химии, который незабываемым образом очень комично подтягивал штаны, объясняя полимерные цепочки. В результате в моём аттестате были всего две тройки - обе от объектов моих школьных пародий. Вторая тройка была по геометрии. Видно, математик у меня тоже получился похожим.



Кадр  из  передачи    "Возвращение  домой"

Невероятность  №  2

- Невероятно то, как студент серьёзного филологического факультета ЛГУ, листавший на третьей скамье в 201-й аудитории книгу по истории профессора Зутиса, в юрмальском доме которого по странности поселилась наша семья, буквально через год сидел на барьере циркового манежа.





Латвийский  Университет.
Филфак.  201-я  аудитория…

Фото:  SvetRim

- Всё вышло совершенно случайно: в 74-м году, во второй раз срезавшись на вступительных экзаменах в Щукинское училище, я понял, что не в силах вернуться в Ригу ни с чем и должен любыми путями остаться в столице. Я отправился в эстрадно-цирковое училище. Меня с радостью приняли.

Закономерная невероятность и то, что я оказался там не воспитанником какого-нибудь известного дрессировщика тигров или жонглёра, а самого Романа Виктюка, который тогда, конечно, не был САМИМ - его имя в ту пору никому ничего не говорило. Очередной наш преподаватель, молодой, только что перебравшийся в Москву, дерзкий художник, для тех времён невероятно смелый. Теперь Виктюк в русском театре составляет эпоху.

Невероятность  №  3

- Я, под любым предлогом прогуливавший уроки физкультуры в лесной школе, не умевший подтянуться на турнике и проведший большую часть жизни в суровой хворости, спустя много-много лет, в возрасте, в котором обычно не удивляют рекордами, выжимаю с груди штангу в 125 кг.

Меня никогда не вдохновляли примеры качков - просто в какой-то момент мне показалось, что я теряю профессию. Помню, в середине 80-х Пугачёвой, Ширвиндту, Державину и мне (а я тогда уже был на подъёме, вроде нынешнего Галкина) поручили вести мартовский телевизионный "Огонёк". Сценарий предстояло обсуждать на квартире у Аллы. Когда я появился на пороге, Пугачёва картинно всплеснула ручками: "Боже, а я думала, что тебе сильно за сорок!" Я тогда мило улыбнулся в ответ, но фраза задела за живое - мне ведь и тридцати не было. Просто монументальное стояние перед микрофоном и вся московская суета рано меня приговорили. И я отправился в спортзал.

Сперва занимался для галочки, потом притерпелся, а теперь уже не могу без тренировок. Кстати, Галкина и Дроботенко я тоже уговорил прийти в свой зал… А что - на мой взгляд, интеллигентность вполне может сочетаться с физическим совершенством. Глядя на Давида работы Микеланджело, вряд ли в нём можно заподозрить тупого качка…

Невероятность  №  4

- В юные годы главной мечтой моей жизни было поступить в Щукинское училище при Театре имени Вахтангова. Но всякий раз, добравшись до третьего тура, я срезался. Однажды, проходя мимо здания Вахтанговского театра, я прошипел почти с угрозой: "Всё равно буду входить сюда со служебного входа и раздеваться в этом гардеробе!"

На некоторое время эта фраза забылась. А спустя лет пятнадцать мне звонит Виктюк и предлагает роль в спектакле Театра имени Вахтангова "Я тебя больше не знаю, милый!" Заметьте: не в "Сатириконе", "Современнике" или Театре имени Моссовета, где Виктюк тоже много ставил, а именно в Вахтанговском. И вот семь сезонов я входил туда со служебного входа. Спектакли шли при неизменных аншлагах. Я тогда даже шутил, что многие выпускники "Щуки", забытые и никому не известные, боятся войти туда даже с центрального входа. Так реализовалась моя внутренняя, совершенно невероятная клятва.



Фото:  Leon  Bessar

Невероятность  №  5

- Совершенно невероятным для меня стало открытие, что я неплохо владею двумя языками. В связи с чем расскажу две истории…

Однажды в аэропорту в Торонто я увидел мечущуюся в нешуточной панике женщину. Канадцы дружно разводили руками и, как видно, не понимали, чем ей помочь. Присмотревшись к их пантомиме, я сообразил, что они не могут выбрать язык для общения. На расстоянии я полууслышал, полупочувствовал, что женщина говорит по-латышски. И я, который не пользовался языком уже много лет - с момента отъезда из Риги - вдруг заговорил на чистейшей dzimtā valoda! Из каких глубин моего сознания выбрался забытый мной латышский язык, до сих пор не пойму! Женщина была страшно удивлена - я не меньше.

Похожая история приключилась со мной в Лос-Анджелесе, куда я приехал на гастроли ещё в советские времена. В разгар лета я попал в скорняжную лавку с дублёнками, которые не в сезон были довольно дешевы. По их, американским, меркам. Но той наличности, с которой нас тогда выпускали из Советского Союза, даже на простенькую дублёнку не хватало. Я стеснялся объясняться по-английски - в те годы мой университетский английский, скорее всего, никто не понял бы. Старый колоритный скорняк тоже вряд ли говорил по-русски. И тут неожиданно я перешёл на идиш, на котором в моём далёком детстве говорили родители. Помню, что старик тогда чуть ли не вдвое скинул цену, и мы ещё довольно долго болтали. Он был несказанно счастлив тому, что такой молодой человек из Страны Советов владеет этим уже умирающим языком.

Невероятность  №  6

- Мне кажется невероятным то, что у моей виртуальной книги  "Мир  тесен"  на сайте  www.shifrin.ru  появились постоянные читатели, а их география расширилась аж до… Мадагаскара. Мне пишут письма, в которых мои верные критики живо обсуждают перипетии дневников и путевых заметок. Сложился своеобразный клуб читателей одной, пишущейся день за днём книги. У меня давно зрела идея показать то, как тесен мир и как в твоей судьбе появляются люди, про которых ты, казалось, уже забыл, а какие-то не знакомые между собой твои знакомые становятся знакомыми и даже важными в жизни друг друга людьми… Все они, как я их называю, члены моей биографии, каким-то мистическим образом взаимодействуют и составляют очень тесный мир.

Когда одно издательство предложило мне выпустить книгу, я поинтересовался у знакомых писателей тиражами. Они назвали 8 - 10 тысяч экземпляров. А читателей, судя по счётчику на сайте, только за половину этого года набралось около 25 тысяч. Мне нравится эта новая форма общения с миром, возможность корректировать книгу буквально на ходу, снабжать иллюстрациями. И всё это при том, что до недавнего времени любая техника сложнее фонарика была для меня за глухими воротами. Я и сейчас не в состоянии записать понравившееся кино на видик. Долгое время я отказывал себе во встрече с Интернетом, будучи убеждён в том, что это не про мою голову. А теперь эта Всемирная сеть - часть моей повседневности.

Правда, общение в тесном виртуальном мире совсем не мешает нам встречаться в реальном. Ведь Рига для меня - совершенно особенный город. Невероятный, родной, всегда совершенно неожиданный…

Кристина  ХУДЕНКО





Фото:  SvetRim


Рига, Фото, Интервью, Юрмала, "Мир тесен"

Previous post Next post
Up