May 26, 2017 11:15
Приятельница, которая какое-то время назад навела меня на рассказ про парижских расстрелянных лицеистов ("Пять мучеников лицея Бюффон" - недавно выкладывала), тут спрашивает меня:
- Ну ты прочла эту историю? Меня больше всего поразило, что им дали написать письма, и все пятеро написали одинаковые письма. Они что, сговаривались? Удивительно ведь, что такие одинаковые письма?
Я ей говорю:
- Это просто потому тебе так кажется, что ты, наверное, никогда раньше не сталкивалась с такого рода письмами. А я вот в некотором роде коллекционирую эти письма, это такой особый... ну, можно сказать, особый род аутентичного исторического документа, "предсмертное письмо". И я с этим сталкиваюсь три десятка лет и на основании опыта могу сказать - они ВСЕ одинаковые.
До определенной степени, конечно. От декабристов до народовольцев, от парижских коммунаров до участников Сопротивления - практически все письма, написанные в сходной ситуации, исключительно похожи друг на друга. Почти независимо от страны, эпохи, политических и религиозных взглядов (верующие и атеисты пишут почти одинаково!), социального положения, возраста; этих людей объединяет только одна чрезвычайность обстоятельств - через сутки или через час их не станет. И вот такое ощущение, что именно в этой ситуации совершенно разным людям приходят в голову совершенно одинаковые мысли и чуть ли не одинаковые слова. Даже не так важно, кому человек пишет - родителям, возлюбленной или товарищам по партии.
(есть пара-тройка нестандартных писем, например письмо Сергея Муравьева выделяется; письмо Николая Кибальчича императору Александру III выделяется, но чаще все-таки все эти письма ужасно похожи).
Возможно, психологи или психиатры могут объяснить этот феномен "похожести".
И интересно, что такого рода письма - это с одной стороны всегда очень личный документ; а с другой - всегда очень... если можно так выразиться, пропагандистский документ. Издавна предсмертные письма используются сторонниками для скрытой и открытой пропаганды, их прячут, бережно хранят, переписывают от руки, размножают, публикуют в подпольных и подобных изданиях с элементом вызова "вот что с нами делают", "наше дело не пропало" и так далее.
И вот не могу удержаться от такой мысли: а интересно, предсмертные письма каких-нибудь... ну, например, эсесовцев, осужденных за нацистские преступления и ожидающих казни - они тоже будут похожи?
проект "письма",
размышление