Тема эта необъятная, за одну коротенькую поездку и думать нечего обойти всё, что понастроено за века, и потому объекты выбирались методом тыка, с позволения сказать.
arina2201, выкладываю обещанные виды с купола собора Святого Петра (помню, что обещала не только это, но остальное попозже).
Собор я по-настоящему хотела увидеть, остальное смотрела по принципу "что заинтересовало в путеводителе" или просто попалось по дороге.
Итак. Дело было в среду, а по средам папа произносит проповедь на площади, и туристов пускают в собор только во второй половине дня.
Я думала, что конец очереди на вход будет теряться за горизонтом, но нет - количество посетителей оказалось вполне приемлемым, а охрана пропускала внутрь быстро. Возможно, просто был несезон (февраль).
Мы сразу же пошли на крышу - сэкономили два евро, отказавшись от лифта и оттого изрядно запыхавшись.
Впрочем, лифт все равно везёт не до самой смотровой площадки, финальный отрезок приходится преодолевать пешком.
Стены внутрикупольной лестницы выложены дешевого вида кафелем (как в общественном туалете на станциях московского метро постройки 1960-70-х годов), резко контрастирующим с мозаиками на галерее. К сожалению, с этой галереи вниз можно только смотреть, но не снимать - она огорожена высокой сеткой.
На самом верху не было толп, что позволило спокойно передвигаться вдоль парапета и обозревать город нормально, а не из-за голов других людей.
Крохотная территория Ватикана, оказывается, огорожена крепостной стеной (хотя на площади граница обозначена просто белой чертой), а я и не знала.
С погодой для съемки, увы, не повезло - над Римом висели плотные облака и влажная дымка, но некоторые дальние сооружения узнать можно.
Я не буду подробно расписывать, ладно? Кто был или интересуется, сами угадают знакомые силуэты.
Несколько неожиданно было увидеть на крыше маленькое кафе и сувенирную лавку - всё для вас, дорогие туристы, только денежки несите.
Спустившись вниз, пошли в храм. Тут всё уже сказано до меня, так что подробно описывать не буду.
Собор грандиозен, высота его поражает (и сверху, и снизу), но, имхо, нисколько не подавляет. Напротив, удивительна легкость этой громады и соразмерность всех ее частей.
Как и в других виденных римских церквях, я восхитилась мраморными полами - на эту тему можно делать специальную экскурсию. Вышли мы через катакомбы с захоронениями пап и самого святого Петра. Снимать там нельзя, но поверьте, они тоже огромны.
Из остальных римских церквей я выбрала собор Сан-Джованни ин Латерано и базилику Сан-Клементе в том же районе. Первый из них, базилика Иоанна Крестителя - городской кафедральный собор.
С IV века на этом месте находился религиозный центр Рима, а папы проживали в соседнем Латеранском дворце тысячу лет, до перенесения резиденции в Ватикан.
Тогда были снесены и дворец, и старый храм.
Современный Сан-Джованни очень разностильный, меня (конечно же) заинтересовала мозаика в апсиде и мраморный пол, а для верующих главную ценность представляет огромное количество христианских реликвий, хранящихся в соборе.
Базилика св.Клемента - скромное с виду, но неожиданно уходящее на два этажа под землю строение. Самый нижний ярус - храм Митры, под полом которого течет подземная речка, видимая сквозь решетку. Этажом выше находится раннехристианская церковь с вполне прилично сохранившимися фресками и - надгробием святого Кирилла. Создателя нашего алфавита, да-да. Стены рядом с предполагаемой могилой завешаны благодарственными досками от всех стран-юзеров кириллицы (предполагаемой, потому что нижняя церковь была разрушена в средние века, на ее остатках воздвигнута новая, и точное место погребения просветителя со временем забылось).
Два нижних яруса Сан-Клементе платные, верхний - обычный храм, где проходят службы, но в его апсиде есть дивная золотая мозаика XII в., которую нельзя снимать, как и нижние этажи. К моему огромному сожалению, потому что прорастание христианства из язычества, неописуемое словами, продемонстрировано здесь очень наглядно и сильно впечатляет. Хотя, думается мне, фото тоже вряд ли сможет передать ощущения, это надо видеть вживую.
А днем ранее, почти случайно, я вышла на церковь Санта-Мария ин Космедин.
Подивилась на очередь, стоящую к большой круглой мраморной плите, но ничто не шевельнулось в глубинах памяти даже тогда, когда в сувенирной лавке я узрела календарь с кадрами из "Римских каникул". Что поделать, для меня этот прекрасный фильм не стал культовым, зато все остальные восторженно фотаются возле "Уст истины".
Храм принадлежит не римо-католикам, а Мелькитской церкви, относящейся к числу греко-католических. Еще в VIII веке здесь служили греческие монахи, бежавшие от иконоборческих преследований, и в базилике Санта-Мария можно увидеть образа византийского типа, а в крипте (вход 1 евро) стоит небольшая копия Владимирской иконы Богоматери.
В верхнем храме XII века очень изящные колонки, отделяющие боковые нефы, и, опять-таки, пол, радующий разнообразием узоров.
Ну и по мелочи: мозаика, остатки фресок, потолочные стропила...
Потом я еще заглянула в базилику Санта-Мария на Капитолийском холме, привлекательно-суровой наружности, где понравились хрустальные люстры - и всё.
Это "дорого-богато" совершенно не затрагивает чувства, несмотря на работу выдающихся художников над украшением интерьеров.
На мой непрофессиональный взгляд, как бы простота и как бы скромность убранства относительно небольших романских храмов, вроде Санта-Мария ин Космедин, уделывает ренессансную (и, тем более, барочную) роскошь на раз-два.