Дворянскими усадьбами я особо не увлекаюсь, но иногда заглядываю в чем-то заинтересовавшие места. Прошлой весной на пути следования образовались сразу три польских дворцовых комплекса, с которыми я сочла нужным ознакомиться. Один находится в Беларуси, два других - в Восточной Польше; объединяет их нахождение в составе Российской империи с конца XVIII до начала ХХ вв. и принадлежность представителям польских и литовских магнатских родов. Чтоб было понятнее - это уровень, скажем, Шереметьевых с их Останкиным и Кусковом.
Ружаны.
Хотя они были последними по времени посещения, пусть будут первыми в посте. Несмотря на популярность усадьбы, прежде я ее пропускала, предпочитая другие объекты. Но тут мы заночевали в ружанской гостинице после перехода границы, и деваться было уже некуда - наутро пришлось тащиться к руине.
Территория бывшей усадьбы не огорожена, вход во двор свободный. Несмотря на плачевное состояние сооружения, его масштабы впечатляют. Надо думать, в неразрушенном виде комплекс производил еще более сильное впечатление, ведь его владельцы Сапеги не жалели средств на украшение своей главной резиденции. Бурное строительство и перестройка дворцовых комплексов в Польше пришлись на XVIII в., ставший передышкой между войнами, в которых участвовала страна. Как раз к этому периоду относится расцвет Ружан и превращение остатков старого замка в барочно-классический дворец.
А потом случились разделы Польши и присоединение западнобелорусских земель к России. По первости магнаты не поняли, что вольности закончились, и попытались вести себя по-прежнему. До восстания 1830-31 гг. полякам это сходило с рук, но потом Николай I повел себя жестко - имущество всех участников восстания было конфисковано, в том числе и Ружаны, а не пожелавшим поступить на российскую службу Сапегам пришлось переселяться в имения, оставшиеся на территории Австро-Венгрии. Для пущего глумления, дворец был сдан в аренду еврейскому коммерсанту, приспособившему корпуса под ткацкую фабрику.
Позже на фабрике случился пожар, во время Первой мировой - еще один. В межвоенный период, когда Слонимский район отошел к независимой Польше, началось было восстановление Ружанского дворца, но вскоре разразилась Вторая мировая, и комплекс опять сгорел. После войны местные крестьяне потихоньку растаскивали кирпичи, добивая дом и служебные постройки. В нулевые годы власти спохватились, что теряют туристический объект, и занялись реставрацией главных ворот и примыкающих к ним корпусов - теперь там музейная экспозиция, а на курдонере уже несколько лет проводится как бы исторический фестиваль "Ружанская брама".
Мы немного побродили вокруг развалин, я сделала несколько кадров. Когда примерялась к боковым воротам, откуда-та сбоку подошли двое мужчин с рулеткой и спросили, что я снимаю. Понемногу разговорились, насколько это возможно с замкнутыми белорусами. Мужчина постарше рассказал, что "вроде бы, нашлись деньги" на перестройку здания усадебного театра в гостиницу с рестораном, "а то гостей разместить негде" - и действительно, в одном из флигелей несколько рабочих укрепляли стены.
Судя по манере разговора, старший мужчина был руководителем работ, второй - бригадиром. Эти мечтатели надеялись завершить ремонт корпуса к фестивалю в конце июня, а заодно и подлатать ту браму, что я снимала: "Вы приезжайте через два месяца, всё будет по-другому". C тех пор я в Ружанах не была, но сильно сомневаюсь, что они осилили такой объем работ в указанные сроки. (Если кто-то из читающих этот пост проезжал там в последний год, прошу рассказать, как всё выглядит сейчас.) Что касается главного здания, седой мужчина сообщил, что хотелось бы его просто законсервировать. И я с ним согласна, потому что евроремонт нескольких крупных памятников Беларуси вызывает изжогу раздражение своей топорностью.
Затем мы проехали на кладбище, ограда которого и заброшенная каплица видны от руин; кажется, изначально оно было чисто католическим, но сейчас там хоронят и православных. Каплица заперта, старые памятники у ее стен заржавели и ворота давно требуют замены, зато к столбу прислонен щит, гласящий: "Проект реализован при поддержке Европейского Союза в рамках программы добрососедства Польша-Беларусь-Украина".
Вспоминая ухоженные кладбища Польши, видеть это грустно. Чувствуется, что польская составляющая местной жизни незаметно сходит на нет, несмотря на действующий костел посреди местечка и сравнительно свежие захоронения с характерными крестами на кладбище.
Да и в отношении дворца Сапег у меня чувство, что он по-настоящему интересен только сотрудникам музея. Как говорят некоторые калининградцы о своем городе, "не наша история".
Поскольку своим чувствам я привыкла доверять, смотреть польские памятники лучше буду в самой Польше, там их жизнь продолжается.
Пулавы.
У города между Радомом и Люблином, с населением чуть более 50 тыс.человек, сельскохозяйственная специализация, тут находится сразу несколько профильных предприятий и институтов. А начиналось всё с усадьбы, принадлежавшей князьям Чарторыйским.
Наверно, самой яркой представительницей знатного рода была Изабелла, жизнь которой прочно связана с историей Пулав. Биография этой дамы - готовый сюжет для романа или сериала, и я перескажу ее вкратце. В молодости Изабеллу Ч. интересовали исключительно светские развлечения и дела амурные, она крутила романы со многими аристократами, следствием чего была целая толпа детей (точно по Веронике Долиной: "Когда б мы жили без затей, Я нарожала бы детей От всех, кого любила - Всех видов и мастей"). Нагулявшись от души, княгиня с той же страстью окунулась в культуру и политику, и в конце XVIII в. Пулавы сделались центром политических интриг.
А тут разделы Польши подоспели, и пани Изабелла стала позиционировать себя как ярую патриотку. Позже супруги Чарторыйские приютили Тадеуша Костюшко, которого всячески обхаживали (ходили даже слухи, что они готовы женить его на одной из своих дочерей), и в результате, их стали считать одними из главных зачинщиков восстания 1794 г. Расплата не заставила себя ждать - царским войском был сожжен княжеский дворец в Повонзках под Варшавой, а также разграблены и разрушены Пулавы.
Хозяева заблаговременно отбыли в австрийскую часть разделенной Польши, потом уехали в Англию, откуда перебрались в Вену, где и узнали о поражении восстания и секвестре, наложенном Екатериной II на Пулавы и прочее имущество (это был арест, но не конфискация). Умные люди дали совет княжеской чете - отправить двоих сыновей на службу в Петербург. Маневр оказался удачным, секвестр был снят и Чарторыйские смогли вернуться в Пулавы, к тому времени перешедшие от России к Австрии.
Именно на короткий период между возвращением усадьбы владельцам и наполеоновскими войнами приходится наивысший расцвет Пулав. Разгромленный дворец пришлось отстраивать заново: прежде барочное, здание приобрело классические фасады, а в парке появились новые павильоны, специально для хранения художественной коллекции княгини Изабеллы. Кроме того, хозяйка поместья увлеклась садоводством и даже написала монографию о разведении садов, несколько раз переизданную.
Несмотря на погружение Изабеллы в культурно-хозяйственную деятельность, политику она не оставила и продолжала бороться за независимость Польши - так, как это понимала. Возможно, тогда ее усилия казались адекватными ситуации, но из века XXI-го всё это выглядит довольно наивно. Неужели можно обсуждать с Наполеоном или Александром I восстановление польской самостоятельности и искренне верить, что хоть как-то повлияешь на их решение? Даже если поляки называют тебя "матерью отчизны", а российский монарх - родственник твоей дочери. Само собой, оба императора вежливо выслушивали пожилую даму, но не принимали ее всерьёз. И когда Изабелла наконец поняла, что ничего не добьется для своей страны, она прекратила бесполезные телодвижения и вернулась к занятиям садоводством. Помимо этого, княгиня устроила в Пулавах (с 1815 г. снова российских) школу и медпункт для крестьян, а позже начала сочинять для них назидательные книжки. Современные пулавцы (или пулавчане) живут в многоэтажках и коттеджах, в начале же XIX века усадебный парк окружали вот такие халупки с небольшими земельными наделами:
Хаты центральной и восточной Польши выглядели практически так же, как на западе Беларуси, но теперь в Пулавах и вокруг таких уже не найти, поэтому нам пришлось заглянуть в скансен под Радомом.
Идиллическая жизнь Изабеллы длилась до восстания 1830 г., когда возле Пулав сошлись российское и польское войска. Поскольку дворец оказался в зоне обстрела (причем, артиллерией командовал внук хозяйки, служивший в русской армии), старая княгиня приняла решение покинуть усадьбу. Больше она туда не вернулась и вскоре умерла в Австро-Венгрии, а Пулавы были конфискованы и переименованы в Новоалександрию.
Впрочем, здешним дворцом российские чиновники распорядились лучше, чем ружанским - из Варшавы в Новую Александрию был переведен Институт сельского хозяйства и лесоводства (один из первых в Европе и первый в России с/х ВУЗ). В 1914 г. институт эвакуировался в Харьков, и теперь это Харьковский национальный аграрный университет им.Докучаева (профессор Докучаев несколько лет служил директором Новоалександрийского института). Но кое-какие подразделения в Пулавах остались, на их базе был создан польский НИИ сельского хозяйства, а сейчас во дворце находится НИИ почвоведения и растениеводства. Думаю, пани Изабелла была бы довольна тем, какое продолжение получили ее опыты деревенской жизни.
Во двор института вход свободный (никаких злобных вахтеров), у стены в клетке сидит пара фазанов, а по дорожкам гуляют павлины и висит просьба "пав не кормить".
Оттуда через боковую калитку можно пройти в парк, где каким-то образом пережили все военные катаклизмы несколько строений. В дальней части парка мы не были, посмотрели только "Святыню Сивиллы" и "Готический дом" неподалеку от дворца - это первые польские музеи, в которых размещались ценности, еще до 1830 г. вывезенные за границу, а в XX веке вернувшиеся в Польшу и составившие основу музея Чарторыйских в Кракове. В "Святыне Сивиллы" (она же "Святыня памяти"), построенной в 1798-1801 гг. по образцу античной ротонды в Тиволи под Римом, хранились семейные реликвии Чарторыйских, Любомирских и Сенявских, регалии польских королей, рыцарское оружие и т.п.
Над дверьми надпись по-польски "Прошлое - будущему", а стерегут вход каменные львы, подаренные Александром I в память о его визите в Пулавы в 1805 г. прямо по советской присказке: "на конференции фигню говорили, зато блокнот и ручку подарили". Польская Википедия говорит, что музей был реанимирован в 1938 г. и действует доныне, но мы увидели только запертые двери (а может, просто еще не сезон был). В стоящем рядом "Готическом доме" находились произведения европейского искусства (в том числе знаменитая "Дама с горностаем" да Винчи, теперь живущая в Кракове), а в его стены включены обломки старинных строений, привезенных Чарторыйскими из Италии и Испании.
Домик тоже относится к действующему музею, но сейчас, похоже, реставрируется. Немного удивило, что парк никак не охраняется. Если ворота сельхозНИИ, видимо, запираются на ночь, то к павильонам ведет дыра в заборе это по-нашему. Дыра та рядом с Римскими воротами, сделанными по типу триумфальной арки Тита в Риме, только в виде руины. Судя по неумелым граффити, дырой пользуются и местные подростки, хотя парк не замусорен (но и не идеально ухожен).
Козлувка.
Из трех дворцовых ансамблей мне больше всего приглянулось имение Замойских, что неподалеку от
Люблина. Кто смотрел
польский фильм "Локис" по Мериме, видел Козлувку в роли дома главного героя.
В отличие от владельцев двух предыдущих усадеб, Замойские не стали кидаться на амбразуру выступать против Российской империи и сохранили свое имущество в целости до 1945 года. Потом, правда, польское государство национализировало дворец, но сразу же превратило его в музей, поскольку и здания с парком, и все интерьеры уцелели во время 2МВ (что можно считать настоящим чудом, помня о боях на этом направлении).
Главный дом середины XVIII столетия перестраивался в конце XIX-начала XX вв.; зайти вовнутрь стоит из-за аутентичной мебели, собиравшейся хозяевами с середины 1700-х гг., а также ради огромной коллекции портретов польских аристократов и королей. Еще можно посмотреть дворцовую каплицу, образцом для которой послужила королевская часовня в Версале, выставку разнообразных экипажей, а также Музей соцреализма, который я немного показывала
здесь.
Мы побывали в Козлувке в начале апреля, когда сезон только открылся (музей работает с конца марта по ноябрь). Сотрудники занимались клумбами в парке, подправляли разные декоративные элементы зданий и, как всегда в Польше, вежливо здоровались первыми. Парк тут более ухожен, чем в Пулавах, вход в него бесплатный. Вглубь мы не пошли , поскольку было прохладно и моросил дождик, просто обошли вокруг дворца. Где-то в парке есть вольер с певчими птицами, и местные креативщики придумали запустить ролики о нем по телевизору, висящему в туалете.
Туалет отнюдь не типа сортир, а вполне себе музейный зальчик: возле зеркал развешаны старые плакаты с рекламой мыла, на стеллаже за стеклом выставлены высокохудожественные "ночные вазы" и умывальные принадлежности.
Рассматриваешь всё это под птичье щебетание и уходить неохота - настолько мило, забавно и необычно. Хотелось бы когда-нибудь увидеть подобные интересные придумки и в отечественных, слишком серьезных, музеях.