Куртя-де-Арджеш

Feb 13, 2013 22:12

Меня с детства прельщали всевозможные архитектурные излишества, потому и стили предпочитаю наиболее декоративные: модерн, русское зодчество XVII века с изразцами и кокошниками, скульптурно-кружевную готику и владимиро-суздальскую белокаменную резьбу, а под настроение и барочные тортики хорошо идут. Московский Дом дружбы (он же особняк Морозова на Воздвиженке) всегда завораживал своими мавританскими мотивами. И когда после знакомства с "пьяной церковью" в Черновцах я узнала о ее прототипе в Румынии, православном храме с восточным декором, то назначила его целью номер один в грядущем путешествии, наравне с расписными буковинскими церквями.




Самый красивый храм Валахии находится в средневековой столице этого дунайского княжества, небольшом городе Куртя-де-Арджеш. Вокруг города раскинулись зеленые холмы с фруктовыми садами и путеводитель говорит, что по осени здесь продают вкусные яблоки. А вдали синеют горы, через которые мы прибыли из нашего "логова Дракулы" по старинному пути из Валахии в Трансильванию. Увиденные в горах интересности и красоты я показывала тут.



По результатам археологических раскопок, первое поселение на этом месте датируют XII веком. А по румынским легендам, основателем и первым правителем городов Куртя-де-Арджеш и Кымпулунг был Черный князь (Negru Voda) Раду, появившийся в южных предгорьях Карпат в начале 1290-х годов. Якобы пришел он из Трансильвании, где конфликтовал с венграми и, в частности, католической церковью - но сотрудничал и торговал с тевтонскими рыцарями, служившими венгерской короне. В противовес насаждавшемуся северней католичеству, в маленькой тогда Валахии князь Раду понастроил множество православных монастырей, а его преемники продолжили это душеспасительное дело. И действительно, по всей долине реки Арджеш, вдоль дороги стоят указатели с обозначением церковных памятников, и их реально много. Немало и современных придорожных часовен, от простейших дощатых до более крупных с современной же, но красивой росписью - такие шкатулочки из папье-маше.




В стоящем ближе к горам Кымпулунге монастырь так и называется - Негру Водэ, мы туда быстренько заглянули. Территория маленькая, проход с улицы через колокольню 1730 г. постройки. Первый храм был заложен самим Черным князем, потом он неоднократно разрушался и отстраивался заново, так что в нынешней версии середины XIX века уже почти не осталось средневековых элементов. Кроме единственного монастырского храма Успения Богородицы и надвратной колокольни, в комплекс входят здания дома настоятеля и княжеской резиденции. Эти корпуса XVII в. построены в так называемом "брынковянском стиле", как и старая часть Синайского монастыря.   


В межвоенной Румынии брынковенеск был взят за образец для создания национального архитектурного стиля, и дома с характерными арками и колонками можно увидеть, наверно, на всех тогдашних румынских территориях (к примеру, много их в Черновцах). В курортном Кымпулунге весь центр был застроен в необрынковянском стиле - тут и крупные общественные здания, и богатые виллы. Смотрится очень нарядно, особенно с дополнениями в виде живых цветов.



Хотя Валахию называют Цара Ромыняска - земля румын, - Кымпулунг получил имя от как бы немецкого, но с итальянской фамилией, поселенца. Его надгробная плита 1300 года находится в местной церкви, звали человека Laurencius de Longo-Campo, что местные трансформировали в Laurentiu din Campulung (ну понятно, Кымпулунг же произносить несравненно удобней, чем Лонго-Кампо). При Раду Негру маленькое княжество еще зависело от Венгрии, но в 1330 г. произошел вооруженный конфликт между королем Карлом Анжуйским и воеводой Басарабом, и цветущая Валахия провозгласила независимость.


То ли Кымпулунг был самой первой столицей, а чуть позже правитель переехал в долину Арджеша, то ли оба города одновременно исполняли столичные функции - теперь уже трудно определить. Тот самый "неверный" (с точки зрения венгерского короля) воевода Басараб I выстроил Господарский двор, давший название Куртя-де-Арджеш и теперь оказавшийся в стороне от центра.


Сейчас от дворца остались только руины в толще земли, но они расчищены, укреплены и доступны для осмотра.


Зато Никольская церковь, тоже построенная в XIV веке на основании XIII-го, сохранилась с тех времен почти неизменной. Внутренние росписи относятся к разным векам - с XVI до XIX. Снимать я не стала, заболтавшись с экскурсоводом. Там забавно получилось - когда мы приехали, дверь церкви была закрыта и вокруг никого (кстати, Господарский двор открыт с 9 до 17 ч.) Пока бродили вокруг, появился молодой брюнет с дамой, они о чем-то беседовали, а потом увидели нас и спросили, пойдем ли внутрь. Мы как-то замялись сперва, потому что молодой человек был явно настроен поговорить, а я своим инглишем давно пользуюсь только для чтения. Но любознательность пересилила :) В общем, нам провели полноценную экскурсию, и я не только все поняла, но и ухитрилась поддержать беседу на сторонние темы :) Заплатили при этом только за входной билет и остались очень довольны. Парочку фото интерьеров нашла в румынском блоге -
http://watcher.ro/2010/04/26/curtea-de-arges-princely-court/

Ну и, наконец, гвоздь программы - епископская церковь Успения со "скрученными" главками! Безусловный шедевр начала XVI века, над которым работали многие известные мастера того времени. С ним тоже связана легенда о правителе, запретившем создателю храма Маноле строить что-то более прекрасное. Отличие от других аналогичных легенд - в деталях: господарь оставил мастера Маноле с рабочими на крыше готового храма, а тот сделал крылья, но разбился, прыгнув вниз. А вторая легенда о мастере гласит, что он, по традиции, должен был кого-то замуровать в стене, для успеха начатого строительства. Рабочим он сказал, что это будет первая  женщина, которая принесет еду. Те предупредили своих жен, и первой и единственной оказалась жена самого мастера. Такая печальная история.


Начиная  с XV века, валашские господари использовали резиденцию в Куртя-де-Арджеш наравне с новой в Тырговиште, но в XVI в. столица окончательно сместилась к востоку, Арджеш уже редко посещался правителями и права на город были переданы православному епископу. В 1875-85 гг. Успенский храм реставрировали после землетрясений, интерьер заново расписали. В усыпальнице рядом погребены воеводы, при которых шло строительство, и короли Румынии с супругами. Успенский храм зимой работает как музей, в теплое время года там проводят церковные службы. Внутри он поражает не меньше, чем снаружи - стены будто облиты золотом, и по этому фону прописаны растительные орнаменты и фигуры святых в зеленых и красных тонах, а спирали колонн повторяют застывшее движение барабанов. К сожалению, вся подсветка была выключена, и я даже не стала пытаться снять эту красоту. Но в том же румынском блоге можно кое-что увидеть -
http://watcher.ro/2010/05/10/curtea-de-arges-cathedral/
 Вокруг храма снаружи можно ходить очень долго и снимать каждую мелкую деталь. Нестандартное украшение - фигурки горлиц вдоль всего карниза, с настоящими колокольчиками в клювах. Мы были в безветренную погоду, поэтому звона не слышали.


В общем, каменный цветок и однозначный маст-си. Мне жаль, что я была там так мало времени, но очень надеюсь на возвращение - тем более, от Куртя-де-Арджеш начинается дорога Трансфэгэрашан, а она из разряда основных мечт.



Монастырь - действующий мужской, здесь много паломников. Успенский храм стоит посреди пейзажного парка, монашеские кельи, хоздвор и вторая церковь находятся на отдельной территории. Рядом с башней, через которую туда можно попасть, продают сувениры и установлены уже знакомые по Буковине "мангалы" vii-morti.


Из Арджеша мы вернулись в Бран, но сюда можно попасть и со стороны Бухареста, и дорога там будет получше. Кстати, о дороге - точнее, верстовых столбах. Может, такие по всей Европе имеются, но я-то дальше Румынии пока не выбиралась. На всех обочинах установлены столбики с номером трассы и расстоянием до ближайших населенных пунктов. Удобно, и почему у нас такого нет?



2012 год, Румыния, монастыри

Previous post Next post
Up