Что-то я в последнее время немножко зациклилась на всяком-разном злободневном, а пора бы о вечном подумать. Об искусстве, то есть. Начну, пожалуй, показывать давно обещанные румынские красоты. За два месяца фотографии вылежались, эмоции улеглись, впечатления более-менее упорядочились. С источниками информации, правда, у меня проблемы, а потому - ежели чего не то понапишу, поправкам знатоков буду только рада.
В Южной Буковине находится около двух десятков монастырей, мы успели посмотреть четыре из них: Путна, Сучевица, Хумор, Воронец, и церковь в селе Арборе - все включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Перейдя границу, сразу же свернули на городок Рэдэуць, а оттуда - к Путне, который называют "румынским Иерусалимом".
Как я
уже писала, это был понедельник после Пасхи - официальный выходной, и потому повсюду бродили толпы местных. Зато, в Путне и Сучевице отменили плату за вход (видимо, в честь праздника). Цены всюду одинаковые: 3 лея/чел за вход, 6 лей - фото на территории (1 лей примерно равен 10 руб.). В помещении или снимать нельзя, или - реже - можно за отдельную плату, но существенно дороже (мы пожадничали). К форме одежды никто не придирался, женщин в брюках и с непокрытой головой пускают всюду. Только в пляжном виде никому входить в монастыри нельзя, но это и так ясно.
Наверно, надо устроить небольшой исторический экскурс. Область под названием Буковина в 1940 г. оказалась поделена между СССР и Румынией; сейчас Северная Буковина - это почти вся Черновицкая область Украины, а Южная - румынский жудец (уезд) Сучава. В средневековье на этих землях жили славяне и романоязычные валахи, страдавшие от постоянных нападений кочевых народов; претендовали на них и Польша с Венгрией. В первой половине XIV века венгры разгромили ордынское войско и создали в бассейне реки Молдова одноименное вассальное княжество (в европейских источниках также называлось Великой Валахией, в отличие от находившегося южнее княжества Валахия). Но вскоре Молдова отвоевала независимость. Первой столицей княжества недолго был городок Байя; следующей, в течение двух веков - Сучава, после нее - Яссы. Население изначально было православным и упорно сопротивлялось попыткам навязывания католичества. Как раз на территории Южной Буковины сконцентрированы самые древние и почитаемые в Румынии монастыри. Путну основал в 1466 г. господарь
Стефан чел Маре (Великий - судя по его биографии, действительно достойный правитель); в здешнем храме похоронен он сам, две его жены и дети. Собор Успения Богородицы перестроен в XVII веке, снаружи он не расписан (или росписи не сохранились?), но на фасаде есть резные детали, более характерные для соседней Валахии. Над окном - голова тура. Это герб княжества Молдова, сейчас ставший гербом Молдавской республики, а также включенный в румынский государственный герб, как символ одной из частей страны:
Выглядят все молдавские храмы примерно одинаково - базилики с закрытым притвором, коническими куполками и далеко выступающими за линию стен краями крыш. Считается, что на местную архитектуру повлияла византийская традиция (оно и понятно, Византия там за углом, можно сказать, была), но к романским элементам здесь примешались готические.
Монастырь Путна также был крупным культурным центром; сейчас здесь действует музей, где представлены иконы, рукописи и коллекция изделий декоративно-прикладного искусства, но мы туда не пошли. Нас ждало следующее место - Сучевица. Погода, как я уже говорила, была хорошая - весеннее солнышко светит, птички поют, аисты летают, овечки пасутся. Местная публика после принятия духовной пищи расположилась на чистых лужайках с куличами и прочим. И только мы сиротливо жевали на ходу шоколад и орехи, ибо негде было евры поменять, чтоб купить нормальной еды. Хорошо, что любознательность сильней чувства голода :)
Поставленные в окружении гор, обители дополнительно окружались крепостными стенами с мощными башнями. Уже при Стефане Великом княжество подвергалось давлению со стороны Османской империи (в конце концов попав от нее в зависимость), и защита православных монастырей была вынужденной мерой. Не во всех комплексах ограда сохранилась; Сучевице повезло, и теперь вид кладки трехметровой ширины и немаленькой высоты сильно впечатляет.
А внутри периметра - Воскресенская церковь со стенами, сплошь покрытыми фигурами святых и библейскими сценами. И если внутренние росписи привычны и нам, то наружные - явление уникальное и нигде больше в Европе не встречающееся. Хотя, именно в Сучевице мне больше всего понравились внутренние фрески. Если в остальных храмах я усмотрела некоторое сходство с русской стенописью (хотя бы в плане колорита), то здесь и фигуры мельче, и рисунок будто более архаичный (хотя работы выполнялись позднее, чем в других посещенных нами местах, в 1580-е гг.) , и основная краска - очень приятная зелень, аналогов которой я пока нигде не встречала.
Внешние росписи Сучевицы сохранились лучше, чем на всех остальных церквях Молдовы, они очень красивы. Здесь уже не зелень, а синева, но масштаб фигур тот же, что внутри.
Неизбежные Киса и Ося не постеснялись оставить свои автографы прямо на столбах у входа в храм. Шагнули в вечность, альтернативно одаренные.
Иоанн Креститель взирает на это безобразие со свода крыльца. Надписи кириллические - на латиницу в Румынии окончательно перешли только в XIX веке.
Монастырский двор с действующим колодцем:
Через дорогу от монастыря - сувенирный рынок, в селе Сучевица - куча маленьких гостиниц. Повсюду продают писанки - один из символов Буковины (ее обеих частей), и изображают их где ни попадя. Позабавили громадные яичные макеты на перекрестках, с надписями "Христос воскрес" и "Счастливой Пасхи":
Самая ранняя из расписных церквей - Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Арборе. Монастыря там нет, церковь стоит посреди села за низкой оградой, вход через арку в каменной звоннице. Внутри сидел какой-то служитель, но денег с нас не взял. Кроме нас, на территории была только семья местных, затеявшая беготню с детьми на старом кладбище.
Здесь внешние фрески сохранились хуже всего, большинство из них в таком состоянии:
Фрагмент Страшного суда, однако, узнаваем. Голубая краска напомнила любимый ярославский голубец XVII в., но этот храм украшен в 1541 г. (есть версия, что росписи современны постройке, т.е. это 1503 год).
У храма в Арборе есть уникальная ниша за притвором. Первоначально в ней висели храмовые колокола, но художник счел нужным и эту стену покрыть разными сюжетами.
Следующие два монастыря находятся рядом с городком Гура-Хуморулуй. Первоначально я собиралась бронировать пансион в нем, но на Пасху все оказалось забито. На большие и дорогие гостиницы же тратиться не хотелось, поэтому решили жить в Сучаве. Когда-то Хумор и Воронец были пригородными селами, теперь от городка тянутся щупальца в несколько километров (а-ля
Олонец), где в каждом первом доме пансион (но я этого не знала раньше), а рядом - сплошь сувенирная торговля.
В нижней части кадра видны деревянные ворота несколько восточного вида - в селах румынской Буковины мы видели такие постоянно. Причем, в здешних, по виду богатых селах, большинство домов новые, каменные и двух-трехэтажные, а ворота остаются традиционные.
В церкви Хумора притвор - редкий случай - открытый. Я было подумала, что эти арки тоже использовались в качестве звонницы, но не могу найти подтверждения в описаниях.
Когда-то и этот монастырь окружали крепостные стены. До наших дней дошла всего одна башня, на которую можно подняться.
Сверху видны село, монастырский сад и новая (?) церковь за территорией.
Завершился наш первый день в Румынии знакомством с монастырем Воронец и его "Страшным судом". К сожалению, к вечеру небо затянули облака, поэтому стены уже не подсвечивались, но все же было еще достаточно светло, чтобы снимать. Стефан чел Маре в 1488 г. построил здесь Георгиевскую церковь в честь победы над турецким войском, и как пишут путеводители, "возможно, это самый знаменитый храм Румынии". Фасон храма тот же, а всю внешнюю западную стену занимает главная фреска. Напротив нее поставлены лавочки - для рассматривания.
Действительно, изучать стену можно очень долго - чего там только нет, вплоть до знаков зодиака. Фон росписи тоже голубой, но здесь он сочетается с бирюзой.
Среди грешников показаны турки - основные враги Молдовы. Кстати, турок отправляли в ад регулярно - после мы неоднократно видели их изображения в разных румынских храмах, но всегда в одной и той же роли. Правда, рядом могут присутствовать и татары, и евреи, и прочие иностранцы.
Классические черти - и забавные зверики, которых тоже труба зовет (они есть и на предыдущей картинке, но я решила снять этот фрагмент отдельно):
Воронец был последним номером программы, и оттуда мы поехали в Сучаву, в наш пансион. Про город после, а здесь еще вот о чем. Неожиданностью для нас оказалось, что в монастырских храмах не ставят свечи - для этого снаружи есть спецящики с надписями "vii" и "morti", т.е. "за здравие" и "за упокой". Самые крутые ящики были в Путне, со сдвигающимися дверцами; во всех остальных местах - попроще, типа мангалов. Наверно, это правильно, так росписи не коптятся.