Отдыхаем мы хорошо, только очень устаем (известная цитата).
На Украине я была давно, накануне развала Союза: в разное время года ездила в Одессу и Киев. Одесса, помню, понравилась - май, цветущая акация, свежий ветер с моря... романтика :) В Киеве было похуже, потому как попала я туда слякотным декабрем.
Потом начались разные политические передряги, и дальнейшее знакомство с (уже) страной пришлось отложить на неопределенный срок. Но в начале нынешнего года опять всплыла мысль - а не посетить ли нам древнерусские города на территории Украины? Тем более, что недельная поездка в Беларусь прошлым летом оказалась весьма удачной, и как бы требовала продолжения.
Что касается основных архитектурно-исторических памятников, уже давно были зачитаны до дыр книги из "белой" и "желтой" серий (люди постарше знают эти серии издательства "Искусство"), оставалось собрать актуальную информацию в сети. Чтение разнообразных форумов путешественников повергло в некоторое уныние: переход российско-украинской границы автотуристами представлялся в духе эпизода из фильма "Ва-банк 2" ("Господин Гольдфингер?Еврей?" И, после вымогания денег, поднятие шлагбаума со словами: "Добро пожаловать в тысячелетний рейх!").
Но ехать все же было надо (охота пуще неволи), поэтому составили маршрут, руководствуясь имеющейся литературой. Предполагалось посмотреть сначала черниговские и северские земли, затем двигаться на запад, до Луцка (минуя Киев). Если успеем, метнуться во Львов (и, втайне думала я, зацепить Карпаты), после чего возвращаться через Брест.
Однако, белорусский кризис подкорректировал планы, и на дорогу домой мы отвели полтора дня, зато продлили пребывание на украинской территории.
В результате, всё сложилось вполне удачно. Посмотрели почти все запланированные объекты, и даже некоторые не значащиеся в предварительном списке города. Так, совершенно неожиданно к маршруту присоединился Житомир (о чем я ничуть не пожалела), и удалось доехать до Галича (хоть и со второй попытки). Правда, на Карпаты смогли выделить всего день, но, как говорится, есть повод вернуться :)
Страхи насчет пограничников и ДАИшников также не оправдались. Границу перешли за полчаса, а в обратную сторону - и того быстрее (хотя, должна признаться, что заранее выбрала непопулярные пункты перехода). Что касается проверки на дорогах, за две недели нас остановили всего однажды, на выезде из Львова, и то - чисто для проформы. Впрочем, мой личный водитель старается правила не нарушать без необходимости :)
С отношением к русскому языку тоже все нормально. Нас понимали и лица не кривили; мы стали понимать украинскую речь (не вслушиваясь специально) на третий-четвертый день. Правда, по мере движения на запад, начиная с Житомира, к привычно-южному выговору постепенно добавились польские фразы, а во Львове и сама мова приобрела уже польское звучание. Но мы и с этим справились.
А вот справиться с украинскими дорогами оказалось сложнее. Российские автотуристы любят хаять карельские грейдеры, но заявляю ответственно, что асфальт на Львовщине - не в пример хуже. Похоже, его не ремонтировали с советских времен :( И плохой бензин (если свечи меняются после каждого нашего путешествия, то промывать инжектор по возвращении пришлось впервые - при том, что машина прошла ТО за неделю до отъезда).
В целом же, поездкой довольны - и устали. Слишком много солнца, слишком насыщенные краски, слишком пышное цветение и сильные ароматы, слишком громкий птичий гомон - для меня всё было слишком, и всю дорогу я находилась в несколько ошалевшем состоянии :) К тому же, за две недели жара допекла в прямом смысле. И к такому количеству открыточных видов (в смысле, солнечных) за одну поездку я тоже не привыкла, поэтому не вполне понимала, что и как нужно снимать - ну и наснимала стандартных открыток. Страстной любви к Украине, в итоге, не возникло, но мне было бы интересно съездить туда в более прохладный сезон (осенью, например).