От Елатьмы до Касимова

May 07, 2011 16:59


Несмотря на мою нелюбовь к теплому времени года, некоторые вещи весной очень радуют: первая зелень, цветущие деревья. Половодье, опять же. Да, я в курсе, что оно бывает катастрофичным для местных жителей, но наблюдатель (я, то есть) получает эстетическое удовольствие от зрелища.
Лет десять назад попала в Касимов и Елатьму во время разлива Оки, и очень впечатлилась видом залитой широченной поймы и висящего над ней сизого марева.


В нынешний Первомай задумала повторить ту поездку. На второй выходной праздничной трехдневки (первого мая, собственно), мы выехали по Егорьевскому шоссе, игнорируя моросящий временами дождик .
От Москвы до Елатьмы - почти 300 км, решили двигаться сразу до конечной точки. Егорьевское шоссе местами изрядно разбито  после зимы, в дальних районах Московской области над дорогой кое-где опасно нависают березы (неспиленные после декабрьского ледяного дождя?). Опаленных деревьев не видела на всем протяжении пути (в отличие от Рязанской трассы).
За Касимовым асфальтированная дорожка вьется по деревням, с горки на горку.

Сейчас Елатьма оказалась в тупике, проехать в нее можно только через Касимов. А раньше город стоял на перекрестке путей, сухопутных и водного.
Елатьма была основана как крепость на высоком берегу Оки, жившими здесь мордвой и мещеряками. А первое упоминание о городе относится к 1381 году, когда Дмитрий Донской купил его у мещерского князя Александра Уковича. И потом крепость имела оборонное значение вплоть до XVII века.
А со времен Петра I елатомцы стали развивать торговлю и промышленность. Сплавляли лес по Оке, построили канатные и полотняные фабрики.
Герб города - "в голубом поле, распростертый на мачте серебряный парус с золотыми веревками, означающий, что в сем городе обогащаются славными своими парусными полотнами" (П.П.фон Винклер "Гербы городов, губерний, областей и посадов").


Также в Елатьме существовали кирпичные и стекольные производства, а в нескольких километрах от города в середине XVIII возник Унженский железоделательный завод Баташовых, хозяев Гуся-Железного. Местные купцы сумели стать столь же успешными, как и соседи-касимовцы.
В правление Екатерины II Елатьма и Касимов были равноправными городами, и при создании наместничеств оба получили уезды. Сперва их включили в Рязанское наместничество, но почти сразу Елатьму передали Тамбовскому.  Елатомский уезд оказался самым северным в Тамбовской губернии. (Кстати, слышала версию, что выражение про тамбовского волка произошло именно из этих, большей частью лесных, мест.)
А в 20х годах ХХ века Елатьма вернулась в Рязанскую область, ее лишили уезда, сделали селом, а затем поселком. Теперь она входит в Касимовский район, а из промышленности в ПГТ остался масло-сырозавод и приборный завод, выпускающий медицинскую технику (выглядит вполне процветающим).
В центре поселка находятся каменные торговые ряды, использующиеся по назначению.


Фасад у рядов стандартный, а вот тыльная сторона выглядит интересно.


Накануне, видимо, на площади было какое-то мероприятие, и в день нашего приезда повсюду, включая подножие памятника Ленину, стояли и валялись пивные бутылки. Ну понятно, в Елатьме нет дворников-азиатов, работающих без выходных, а местные дворники имеют право на отдых вместе с остальными (Первомай все же - день солидарности трудящихся). А на 2 мая местное турбюро зазывало желающих в Москву, хе-хе :)

 

До революции в Елатьме было 13 церквей, сейчас их 5, разной степени сохранности. Такая, например, архитектура (церковь Ильи Пророка со стоящей рядом водонапорной башней):


И рядом с этим безобразием - очаровательный особнячок с белыми занавесками и цветами на окнах. Просто воплощение провинциального уюта, только кошки не хватает :)


В бывшем городе осталось довольно много купеческих особняков, каменных и деревянных, но основная застройка - одноэтажные частные дома. Главные улицы и спуски к Оке были вымощены булыжником, и кое-где такая мостовая сохранилась до сих пор.


Ну и, собственно, вид, ради которого затевалась поездка :)


То ли воды этой весной меньше, то ли она частично сошла, но выглядит не так, как на заглавном фото. И все равно красиво, даже (или особенно - кому что ближе) в дождевой дымке. А скоро зацветут сады, и вся подгорная часть станет белой, ах, красота... :)
Еще бы местные мусор не скидывали в овраги прямо в центре поселка, совсем было б замечательно. Но это, похоже, местная особенность - в Касимове та же беда.
На высоком берегу тихо, только слышно кукушку откуда-то из кустов, да ляги хохочут. И пожилые пациентки психоневрологического интерната, что стоит в начале набережной, бродят рядом с богоугодным заведением,  что-то бормочут или поют чуть слышно.
В Елатьме есть еще детские дома. Вот, к слову, не понимаю эту манеру - запихивать больных и сирот в тишь и глушь, чтоб горожанам глаза не мозолили :(


На краю Елатьмы - паромная переправа местного значения. По правому берегу Оки тянутся леса, уходящие в Нижегородскую область; во время прошлогодних пожаров они сильно выгорели, но из Елатьмы этого не видно.
Переправа пока не работает, подъездная дорога скрыта под водой. На берегу лежат... эээ.. паромные трапы?


Уезжали обратно мы по той же самой дороге, но теперь уже останавливались возле интересностей. В нескольких километрах от Елатьмы находится село Ермолово - именно в его окрестностях был основан баташовский Унженский завод, упоминавшийся выше.


Хозяева завода построили в селе изящную Успенскую церковь. Небольшая, стройная, с красиво изогнутыми карнизами, она не имеет ничего общего с неоготическим собором в Гусе-Железном, хотя заказчики те же.


Особенность сел между Касимовым и Елатьмой - известняковые и (чаще) кирпичные хозяйственные постройки, похожие на семейные склепы :) Домики под четырехскатной крышей имеют дверь и (почти всегда) окошко в задней стене, и придают деревенской улице весьма специфический вид.


Брошенных домов я в том районе почти не заметила. Напротив - многие свежепокрашены, наличники иногда почти кислотными цветами. "Склепики" чаще расположены перед фасадами домов.


Но попадаются и стоящие рядом с домом сарайчики, а иногда, если дом кирпичный, пристроенные к нему.


Ничего похожего я в других местах не видела, однако, встречала упоминания о таких же постройках в Шацком районе той же Рязанской области, то есть, по ту сторону Оки.
Доехав до Касимова, мы зашли в стоящий у елатомского поворота павильон:


Вежливые улыбчивые продавщицы варят приемлемый кофе, даже с корицей; есть свежая выпечка и шоколад касимовской фабрики "Верность качеству" (он и в Москве продается, приличный). Тут же можно купить небольшие сувениры (магниты, колокольчики). Заведение понравилось, работает ежедневно с 9 до 23 часов, без перерывов.
После кофе с булкой отправились завершать дневную программу. Гулять по Касимову в этот раз не планировали, но я хотела подняться на Старый посад.


Мой любимый касимовский вид :) На этом мысу, где коттеджи, стояла крепость Городец Мещерский - только не на самой оконечности, а повыше, ближе к Георгиевской церкви. После разорения города и окрестных крепостей татарами, Городец был перенесен в район нынешнего центра Касимова. На фото десятилетней давности -  речка Бабенка, протекающая с другой стороны крепостного мыса. И кстати, видно, что проезд по берегу сезонный.


Старый посад - обычная деревня. На окском берегу возвышается Ильинская церковь; сейчас она выглядит получше, но до завершения ремонта еще очень далеко. А на другом конце деревни - текие (мавзолей) Авган-Мухаммед-султана.

 

Татарское кладбище возле текие не сохранилось - однако, подобные можно увидеть в окрестностях Касимова. Украшавшие прежде мавзолей полихромные изразцы тоже не дожили до нынешних времен, уцелела лишь арабская надпись над входом, с датой смерти погребенного (1648 год).


Дверь заперта, но внутрь можно заглянуть через окошко. В текие были также похоронены жена и родственники Авган-Мухаммед-султана.

В заключение имею сообщить, что самые красивые из всех приокских пейзажей, что я видела, находятся на рязанской земле. А высокие, изрезанные оврагами касимовско-елатомские берега, почти неиспорченные безобразными строениями, выглядят даже лучше, чем в есенинском Константинове и ближайшем к нему  Пощупове. Разве что Старая Рязань может соперничать со здешним глухим углом. Имхо, конечно :)



паромы, едальни, Ока, Россия, Рязанская область, 2011 год

Previous post Next post
Up