Государственники, go to hell!

Jul 24, 2011 02:02

 Вот тут только что Латынина поучительно разворачивала историю Сингапура, и было видно очередной раз, как она, самозаявленный государственник и "демо-скептик" (о! реджистеред!), очарована авторитарными методами, которые позволили сделать из бананово-лимонного порта небоскребущий технологический рай.

Почему мне таки не кажется, что Сингапур, при ( Read more... )

конец истории, выбор, свобода выбора, прогресс, китай, свобода, власть, общество

Leave a comment

naigoro July 30 2011, 23:21:22 UTC
Так климат и условия как раз и способствовали консервации. Китайская цивилизация рекордно долго пребывала в условиях отсутствия настоящих "перезагрузок". Не вынуждало ничто становиться морским народом, ничто не толкало на экстенсивное расширение, а к тому моменту, когда все это стало актуальным, отшлифовался геном образцового крестьянина - не меньше, но и не больше. Лояльность регламенту и коллективу, способность неутомимо трудиться с отложенным результатом, но и беспомощность при смене парадигмы (стена, опять же), боязнь нового, ожидание законного вознаграждения за вложенный труд. Ведь это последнее формирует даже логику китайских властей сейчас. "Мы трудились, жертвовали собой, и теперь должны получить законный урожай". Это и сильная и слабая сторона китайского характера. Китайский стиль решения проблемы - завалить ее трудом. Это обеспечивает много успеха в стабильной ситуации и может оказаться вообще неэффективным при перезагрузках.
Понимаю, это чистая теория, даже, возможно, надуманная - но пока всё сходится.
Другое дело - насколько этот геном сам устойчив. В любом случае он нестарый по биологическим меркам. Под ним сидит более древняя сущность собирателя/охотника, который все равно будет стремиться к обилию свободного времени, к возможности расслабиться до очередной мобилизации голодом, к свободе от регламента.
Думаю, вся история человечества после агрореволюции была борьбой этих двух сущностей, каждая из которых уже не может претендовать на роль "наиболее прогрессивной"...

Reply

(The comment has been removed)

naigoro July 31 2011, 00:50:48 UTC
Эх, по-моему, "посыл-ответ" консервирует первобытную логику одушевления реальности. ""Оно" мне должно отплатить". Для мироздания вложенный труд действительно не имеет смысла, и человек еще должен научиться отрефлексировать это.
Кочевники, думаю, вообще не были и не стали осевым элементом цивилизационной конструкции, в силу несамодостаточности своих сообществ. Очень скоро стали зависеть от отъема. В принципе, именно они в наиболее индустриальных масштабах ввели в обиход "варварство" - то есть, заимствование готовых благ у цивилизации при сохранении собсвенного мировосприятия. По сути, это тупиковая ветвь развития, хотя нет гарантии, что когда-нибудь в ней не найдется advantage. Кочевники обречены на воспроизводство этологических моделей пасомых животных, и в итоге их сообщества остаются привязаны к одной навязчивой идее - доминации, и внутри себя, и над другими. В общем-то, исламский мир и корнями уходит в эту почву, и ветвится во многом там же.
Про Мао я , кстати, и не говорил в контексте перезагрузки. Просто один из самых брутальных седлателей горизонтально-однородной цивилизации.
Петр и Сталин, боюсь, были плоть от плоти регламента. И проблемы решались методом складывания их вдвое, с последующим усугублением.

Reply

(The comment has been removed)

naigoro July 31 2011, 22:17:54 UTC
Все же восприятие окружающего мира - вопрос не последний. Как раз первобытность циклится на глагольности/процессуальности его и на воле/взаимодействии как причине любого явления. "Дождь есть действие скрытой силы (духа дождя) в мой адрес". "Неурожай = наказание". Похоже, агросознание не нуждается, или очень долго вырабатывает потребность в переходе на следующую ступень абстракции/рефлексии.

Авантажа у кочевников я тоже не вижу - если иметь в виду не просто практику кочевок (это как раз очень даже перспективно в потенциале), а зависимость от конфискации у других.

Reply

(The comment has been removed)

naigoro July 31 2011, 22:50:04 UTC
Ну вот же - бороздить - да, а конфисковывать - уже не авантаж. Что бы ни говорилось политкорректного об исламе, а все ж вышло так, что, будучи скроен по лекалам миропонимания кочевых скотоводов, он частью распространился в среде таких же, а частью - таки загрузил их программу в мозги других. Интересная происходила борьба на пост-эллинистическом Ближнем Востоке между попытками отодвинуть или пересмотреть его установки и ортодоксальными контрревизиями. Победили, увы, последние. Улугбеки и хайямы давно не в моде... И никто не признАет всерьез (увы же), что эта программа давно уже тормозит развитие обществ, в коих она загружена. Нельзя современной личности предъявлять к себе столь простые формальные требования и вступать "супер-эго" в такие простые договорные отношения, и при этом развивать и себя и общество. На выходе получается застой, фрустрация из-за чужого успеха, мечта о реванше...

Reply

(The comment has been removed)

naigoro July 31 2011, 23:07:22 UTC
Надеюсь, евроислам окажется таки подводной, то есть большей, частью айсберга. Что, однако, не отменяет терроризм радикалов на ближайшее время... Те помнят крестовые походы как день почти вчерашний, и о временах панавраамизма не знают.

Кстати, думаю, что Китай на самом деле страмится всячески замять свои трения с мусульманами, коими уйгуры так некстати оказались.

Reply

(The comment has been removed)

naigoro August 1 2011, 09:39:48 UTC
Ну, не у всех конфессий есть первые лица :) Мало интересных собеседников у Далай-Ламы, из "крупняка" ;)

У Китая - тут мое мнение противоположное - нет шансов уговорить весь мир захотеть стать Китаем. И генетика, и то немаловажное обстоятельство, что они сами не очень любят внешний мир. Они натурально исторически ориентированы на юго-восток, и это как раз разумно. На остальных направлениях нет комплиментарности: и китайцы не хотят боятся других, и другие китайцев боятся.
Иудеохристианский мир не примет хронически агро-руральной ментальности, в том, хотя бы, как она относится к чужим физическим страданиям. Фотографии простой женщины, снимающей прямо на городской улице шкуру с ретривера чтобы зажарить его на огне, всегда будут там вызывать предельное отвращение, и все увещевания насчет невегетарианства бесполезны, ибо западная ментальность уже на полпути к веганизму, и давно уже не принимает Другого за чистый бездушный инструмент. Тут китайцам с их терпеливостью нечего ловить. Запад никогда не примет Китай, Китай никогда не станет Западом, не перестав быть Китаем.
Но и терпеливость - большой миф. Да, та же самая ментальность рождает легедарных китайских циркачей, которые много лет приспосабливают себя к некоторому умопомрачительному трюку - то есть, опять же, долгая работа с отложенным результатом. Но на уровне нации нет и не было никакой терпеливости. И сейчас руководство там уж очень громко начинает топать ножкой на весь мир, требуя Бога Труда раскошелиться. Китай не терпелив, Китай просто устойчив.
Отсутствие же ужаса перед чужим страданием присуще и аграрной и кочевнической ментальности. Не столько даже само отсутствие, сколько его консервация и закрепление. А это мешает выделению Другого равного себе => мешает развитию потребности в свободе => приводит к застою.
И кого Китай ассимилирует? Если Африку, то это да, будет полезно в смысле разбавления китайского генофонда разношерстным африканским.

Reply

(The comment has been removed)

naigoro August 1 2011, 10:22:47 UTC
Сравниваете криминал и нормальную практику. Думаю, это некорректно ;)

А кто тогда - "ребята терпеливые"?

Свобода в Европе так и не стала трактоваться достаточно адекватно запросу на нее. Пока там культура выше личности - будут болтаться в той же проруби, ну, я уж говорил много раз об этом...

ИМХО, Синьцзян от Тибета не так уж сильно отличается. Уйгуров-кыргызов-казахов вместе с памирцами и периферийными монголами, конечно, несколько больше, чем тибетцев, но меньше, чем китайцев в сотни раз. Тибето-бирманцев и тайцев на юге Китая даже гораздо больше, от изцу до чжуанов... Но китайцы не большие охотники до настоящей - жилищной и "навсегда" - экспансии на новые территории.

Да, революция не нужна никому. Можно сказать, китайское руководство мечтает не столько о самой революции в миропорядке, сколько о полезности ее для себя...

Reply

(The comment has been removed)

naigoro August 1 2011, 11:45:56 UTC
Ну, хань внутри себя-то лоскутны, а в самопозиционировании и восприятии окружающих - отнюдь...
Ну что ж - если в Европе, например, жить, то да...

Reply


Leave a comment

Up