Итак, с утра мы поехали в туннели Co Chi, часть туннелей, использовавшихся доблестными вьетнамскими партизанами в борьбе против американских захватчиков.
По дороге в туннели нас привезли на фабрику по изготовлению всякой сувенирной продукции типа аппликаций из яичной скорлупы или подвида перламутра. Сопровождающий активно втирал, что эта фабрика предназначена для трудоустройства инвалидов, пострадавших от использовавшихся американцами ядовитых газов, а так же детей, родившихся инвалидами из-за этих газов. В фойе все стены завешаны фотографиями американских зверств, и рассказу о них посвящается не меньше времени, чем таковому о рабочем процессе.
Честно вам сказать, на улицах мы встречали намного больше инвалидов (относительно остального населения), чем на этой фабрике. Ну да ладно, не наше дело, мы всё равно сувениры не очень жалуем. Но впечатление осталось, что на тех нескольких инвалидах, которые там таки работают, другие товарищи старательно наваривают бабки.
Трудящиеся:
Процесс:
Результат:
Насмотревшись на сувенирные шедевры, мы всё же доехали до туннелей. Уже у касс нам пришла в голову старая поговорка о проигравшей Греции, победившей победивший Рим. Плату за вход в парк, где расположены туннели, берут в долларах США (ага, 5 баксов с носа).
Там мы, кстати, встретили двух девочек-израильтянок, жаловавшихся на Ханой и окрестности. Одной из них в Ханой разрезали рюкзак, а у парня, который ездил с ними, выхватили из рук кошелёк, когда он расплачивался. Забегая вперёд, скажу, что нас сия чаша миновала, не взирая на всю нашу безалаберность.
И вот человек 60 туристов рассадили в беседке смотреть фильм о партизанах. Что я вам скажу, фильм снят в лучших традициях советской пропаганды, так что мы с Инженером получили море удовольствия, хотя в зобу спирало дыханье от невозможности в голос заржать.
Общие положения фильма:
1. Американцы - суки
2. Вьетнамцы - лапочки и гении
3. Вьетнамцы воевали против американцев, и никак иначе. То есть о том, что вообще-то Южный Вьетнам воевал с Северным даже не упоминается. Французы (которые там до американцев были) тоже не упоминаются.
4. Да-да, и русские тоже не упоминаются, так что поддержку авиации вьетнамцы смастерили из тех же бамбуковых деревяшек, что и Калашниковы.
Где-то так, в общем.
Ну а потом мы пошли гулять по парку. Поглазели на воронки от бомб (не маленькие такие овражки),
на волчьи ямы с кольями для американцев. Экскурсовод с таким удовольствием описывал, что партизаны мазали колья в этих ловушках как максимум - ядом, как минимум - грязью, дабы вызвать заражение и смерть даже в случае, что солдата из этой ловушки достанут.
Потом был обязательный номер программы - попытки залезть в некое подобие туннеля. Точнее, это даже не туннель, а дырка в земле, одна из тех, в которых доблестные партизаны устраивали засады мерзким американцам. Инженер не мог остаться в стороне, и тоже почувствовал себя борцом народного фронта. Потом долго отряхивался.
А ручки-то вот они:
Трудный путь к свободе:
Воля!
Потом была целая аллея классных партизанских идей по борьбе с американскими солдатами. Ловушки такие и сякие, с такими кольям и этакими стрелами, и все эти макеты приводятся в движение специально приставленными к этому делу солдатами в форме. И все участники действа так и светятся от радости и будто бы ручки потирают «вот как мы этих американцев отделали, а! вот как мы их по яйцам ударили, а! и нос прищемили!». В чём-то их, конечно, понять можно...
Одна из ловушек:
Настенная роспись "Американцы и джунгли":
Милое инженерное решение - бьёт по яйцам выламывающего дверь:
Где-то здесь Инженер сказал, что если раньше он думал о вьетнамцах, как о невинно пострадавших в этой войне, то теперь он так не думает.
Потом мы смотрели всякие подземные мастерские с манекенами, занятыми распиливанием невзорвавшейся бомбы.
А ещё там стоял танк, на который все немедленно полезли.
От танка там, правда, только оболочка, все внутренности давно растащили партизаны.
Вот под такие термитники маскировали вентиляционные отверстия партизаны. Причём делались так же и ложные отверстия, которые никуда не вели. Когда американцы стали работать с собаками, в отверстия стали сыпать перец, дабы отбить у собак нюх, или подкладывать вещи, спёртые у американцев, дабы псы решили, что здесь свои.
А потом мы лазали по расширенным для габаритов западных задниц туннелям.
Ну а потом был обязательный магазин сувениров, где мало того, что все цены были в этих противных американских долларах, так ещё и продавалась куча всякого барахла с американской символикой…
Ну да ладно.
Завершилось всё это действо возвращением в Сайгон около двух часов дня под проливным дождём. А у нас, между прочим, в 15:45 самолёт в Ханой. Так что мы схватили рюкзаки, и уже знакомый нам гостиничный водитель отвёз нас в аэропорт.
Не успели мы, сидя в зале ожидания, расслабиться после достойного нас успевания на самолёт, как сообщили, что наш рейс задерживается. Сначала на полчаса. Потом ещё на полчаса.
Ситуация усугублялась тем, что по плану, прилетев в Ханой около шести вечера, мы должны были сесть на ночной поезд на север, в Лао-Кай. А поезд уходил в восемь.
В общем, когда мы всё же взлетели, мне плохо спалось, всё снилось, что мы опаздываем на поезд.
Однако всё получилось. Встречавший нас в ханойском аэропорту парень на мои нервные попытки срочно мчаться на вокзал сообщил, что поезд уходит в начале десятого, чем сразу меня успокоил. Так что мы сначала поехали в агентство за билетами, а по дороге посмотрели заодно кусочек Ханоя. В кусочке Ханоя мотоциклов оказалось намного меньше, чем в кусочке Сайгона.
Ну а потом мы ехали на вокзал в обществе другого представителя агентства по имени Thon, который запомнился нам попытками куда-то срочно бежать, а то не успеем (это я пытаюсь сказать по-русски, что он был лахуц кмо тампон). Хотя мы успевали, да. Я даже, невзирая на его нервные сглатывания и попытки меня остановить, успела запастись на соседней улице жареной уткой с лапшой в дорогу.
А Ханойский вокзал это отдельная песТня. Понимаете, там между платформами переходов нет. Ни подземных, ни надземных, никаких. Только по рельсам, обходя уже стоящие между вами и поездом вашей мечты составы. Такого мы с Инженером пока не видели.
Но вот и наш поезд, наш вагон, и даже наше купе. Израильтянки, мама и дочка, приехавшие с нами же, оказались в соседнем купе с парочкой вьетнамских фрех (км… гм… как это будет по-русски-то?). Фрехи вели себя нагло, хватали за руки, дабы рассмотреть маникюр, курили в купе, и вели себя ну, как фрехи.
Дамы возопили к нашей помощи, кою и получили - мы вежливо попросили двух вьетнамцев, подсевших в наше купе, поменяться с дамами местами, на что они не менее вежливо согласились. Недовольными остались только фрехи, но их никто не спрашивал.
Закусив уткой с лапшой, да запив это дело чаем с шоколадкой, крыса сделалась довольная, и уползла на верхнюю полку читать. А потом каким-то образом сразу наступило раннее утро, и вот мы уже в Лао-Кае.
Оглавление здесь.