Книжки зимнего сезона

Feb 25, 2018 05:49





5. С ума сойти! Дарья Варламова, Антон Зайниев.
Хороший популярный обзор распространенных психических заболеваний. Немного науки, немного жизненных примеров, немного терапии - действительно "путеводитель". Нашёл у себя всего по чуть-чуть и легкую форму биполярного расстройства (старый добрый маниакально-депрессивный п).

4. Верхом на ракете. Ричард Майкл Маллейн.
Мемуары астронавта, работавшего в программе шаттлов 1980 х. Много интересного, много драмы и юмора (не всега удачного, но автор признаёт свою  (да и доброй половины коллег) казарменную сущность). Квинтэссенция книги содержится в главе, посвященной первому полёту: 1.волнение на старте,2. восхищение на орбите, 3. " Хьюстон, у нас П" (у бабы зажевало прядь в кинокамере), 4. детальное описание сложностей сортира. Очень хорошо расписаны "интриги-скандалы-расследования" в НАСА и вся-вся внутренняя кухня. Воспоминания - жанр, которым сложно попасть в сердце читателя. Если интересна тема, тебе не обязательно понравится личность автора, которая постоянно вылезает. Здесь, кажется, Маллейн, местами напрягает своим солдафонским драматизмом, но его увлечённость и искренность обезоруживает. При всем презрении к СССР, автор не скрывает что именно советский спутник зажёг в его сердце мечту. Напишет ли кто так же про Роскосмос?

4. Происхождение языка. Светлана Бурлак.
Мозгодробительные главы по структурной лингвистике и языкознанию перемежаются с интересным рассказом о языке в свете антропологии, этологии и социопсихологи.

3. Любовь к трём цукербринам. Виктор Пелевин
Гений Пелевина, кажется, с каждым годом отдаляется от меня все больше.  Из последнего: "Эмпайр В", "Снафф". Вот и "Любовь.." сюда же. Автор, словно Киклоп - персонаж своего романа, глядящий на человечество и сверху, и снаружи одновременно. Никакого ложного снобства: Пелевин замечает и точно передает нашу реальность - материальную и духовную. Его иллюстрации мира волшебны и логичны одновременно. Однако, как в любом сне, многие фантастичекие куски остаются недоступны для понимания.

4.П5. Виктор Пелевин
Сборник рассказов. "Пространство Фридмана" - шедевр, остальные четыре просто хороши.

5. Чапаев и Пустота. Виктор Пелевин
Лучше поздно, да. Замечательное исследование души. Кто такие, эти "Я" и "Бог"? Мучительные поиски себя в калейдоскопе образов и смыслов. Кажется, весь ранний Виктор Олегович больше сосредоточен именно на внутренних механизмах нашего персонального бытия и оттого, лично мне, более понятен.

5. IFuck 10. Виктор Пелевин
После  "Любовь к трем.." это оказадось неожиданно прекрасно. Современное искусство, страдания роботов, много сочных цитат и нестандартного секса. Только как-то печально от всего этого шабаша. Вероятно, цель творца достигнута.

2. Артемида. Энди Вейер
Любому автору приходится нелегко после успешного дебюта. Это его не оправдывает, но может вызвать небольшое снисхождение, компенсирующее завышенную планку ожиданий. Автор "Марсианина" с любовью прописал техническую сторону Артемиды - первого лунного города. Но все эти занимательные космос и химия смотрятся тут совсем не к месту. Ведь основной сюжет и персонажей писал, кажется, кто-то очень быстро и очень задёшево. Назвать этого негра литературным тяжело. Плоский, как Древняя Земля Экшон-детектив с маленьким пафосным ГГ и туповатыми персонажами, которые рубят собачий вальс на роялях в кустах. Из сюжета может получится неплохой киноблокбастер, но как книжка - история говно.

4. Русский язык на грани нервного срыва. Максим Кронгауз
Интересные истории про новые и старые слова в нашей жизни.
Автор, "просвещенный обыватель" отмечает, что лишь выражает собственное мнение, не думая что-то менять в родном языке. Однако, его решительность в борьбе за чистоту языка, нет-нет да и проскочит. Как и у Левонтиной в "Русский со словарём", книга представляет собой сборник очерков по разным аспектам и темам. У Кронгауза текст получился более снобским и чуть менее вкусным. Темы об интернете безнадёжно устарели (хотя, интересно оценить авторские прогноз). Тем не менее, текст охватывает широкий круг проблем и, безусловно, заслуживает прочтения.

4. Испанские нищие. Нэнси Кресс
Фантастическая история об этических и социальных проблемах, которые возникнут с появлением сверхчеловека. Вопрос, терзающий героев, касается альтруизма: должно ли улучшенное меньшинство (умные и нестареющие) бескорыстно помогать остальным - жестоким и завистливым. ГГ придерживается идеологии "социального контракта" (реципрокного альтруизма) до самого конца, приходя к мысли, что даже распоследний бичара может принести пользу обществу. Будущее неопределено. Кажется это и есть авторский месседж. Идея кажется бледной на фоне социобилогического разнообразия ("рекламные", "родственные") идей альтруизма. Никто не обсудил чисто психологические выгоды бескорыстных вкладов: кайф от созидания и несения пользы сообществу. Из технических недостатков я бы назвал обилие персонажей. Какой-то Маркес, ей богу. ( С другой стороны, отлично проиллюстрированно это его: "все проходит и это пройдет"из "100 лет одиночества"). Однако, эмоции, поведение, действия героев прописаны нешаблонно, с душой и оттого приятно.

5. Антропология пола. Марина Бутовская.
Хороший и большой обзор различий и их причин в нашем поведении. На мой взгляд, текст суховат для популярной книжки. Местами, красивая гипотеза или теория теряется в лавине подтверждающих примеров и доказательств. Не хватает живого языка с интригами, открытиями и новыми вопросами. Тем не менее, разнообразие интересных фактов и закономерностей компенсирует этот недостаток.

4. Еврокон 2008. Убить чужого/Спасти чужого.
Сборник рассказов русских писателей-фантастов. В первой книжке цветет ксенофобия, во второй авторы пишут друг другу ответочки (не всегда продолжение) с противоположной идеей. Каганов - гениален, Пехов - красив. Дивов, Лукьяненко, Васильев - хороши. Непонятной скукоты тоже хватает, но - на оно и "сборник".

4. Хижина. Уильям Пол Янг
Мужик несколько лет переживает тяжелую трагедию и встречает христианского бога, который помогает ему исцелиться. Две трети романа - бесконечная, на грани занудства проповедь в диалогах между отчаявшимся отступником ("Почему ты не спас её?") и добрым демагогом ("Причина бед - свобода, которую я вам подарил из бесконечной любви"). Хороший язык и острая драматическая завязка - читерский ход автора, эмоциональный ключик, заставляющий переживать и искать ответы вместе с героем. Однако и природа веры и бога описаны довольно глубоко. Рассуждения и идеи - интересные, спорные, здравые, логичные и не очень, главное: заставляют задуматься. "Хижина" успешно восполняет недостаток хорошего слова и образа современного христианства.

4. Апельсиновая девушка. Юстейн Гордер
Красивая и простая, как табуретка из икеи, история любви и жизни. У скандинавов есть что общее неуловимое в прозе, что позволяет их узнать, не глядя на имена собственные.

3.  Думай как математик. Барбара Оакли.
Обожаю (нет) книжки, где, во-первых каждая ценная идея повторяется 7 раз, а во-вторых, где автор прямо тебя обучает. Попахивает зомбятиной  из "Легкого способа бросить курить". Для тех, кто не хочет погружаться в обсуждение и лайфаки от мировых умников - в конце есть краткая выжимка на три страницы про то как учиться эффективно.
Previous post Next post
Up