Оригинал взят у
nandzed в
Развяжи узлы Вечером 14 августа (1917 года) Кавьякантха Ганапати задал Махарши вопрос о рассечении узла (грантхи-бхеда), - об этом даже среди знатоков споры не утихают. Бхагаван Шри Рамана Риши, выслушав вопрос, безмолвствовал недолгое время, после чего совершенное дал объясненье:
Связь между телом и Атманом именуется грантхи. Из-за этой с Атманом связи сознанье человека подчинено его телу. Тело бесчувственно, мёртво; Атман же - чистое сознанье. Связь между телом и Атманом коренится в уме. Пойми, о дитя, тело действует словно живое, ибо окутано рассеянным светом сознанья. Поскольку мир не воспринимается в обмороке или глубоком сне, Атман познаётся как подлинный центр восприятья. Как потоки энергии, подобные электрическому току, по проводам проходят, так свет сознанья течет по каналам нади, расположенным в теле. Лучезарный свет сознанья, исходящий из Центра, освещает всё тело, подобно солнцу, что этот мир освещает. Благодаря рассеиванию света сознания в теле - человек сознаёт своё тело. Мудрецы говорят в святых наставленьях, что этот свет исходит из Сердца.
Игра энергий в каналах позволяет судить о потоке света сознанья. Энергии текут через тело, каждая по своему каналу. Тот особый канал, по которому чистое протекает сознанье, раджа-йоги именуют сушумна. Джняна-йоги также его почитают - как атма-нади, пара-нади и амрита-нади. Свет сознанья охватывает всё тело, и человек привязывается к телу, в заблуждении принимая его за Атман, почитая мир себе чуждым. Лишь обретя различенье (вивека), человек отказывается от отождествленья, и привязанности угасают.
Когда человек начинает однонаправленный поиск (вичара), возникает вспенивание в каналах. С этим вспениванием каналов, Атман становится отделённым от других нади и в дальнейшем сияет, держась только амрита-нади. Когда лучезарный свет сознанья сияет только в амрита-нади, более для мудреца, кроме Атмана, вовсе нет ничего. Ибо всё, предстающее взору, не существует само по себе, вне единого света сознанья. Просветлённый созерцает Атман так же ясно, как невежественный - своё тело. Тот совершенный, для кого сияет один только Атман - и внутри, и вовне, и повсюду (столь же ясно, как имя и форма для непознавших), - именуется «узел рассекшим».
Узел грантхи - двойной, в нём - привязанности ума и загадка каналов нади. Воспринимающий ум, хоть и неплотской он природы, земной ощущает он мир во всей его полноте - через каналы нади. Когда же свет, не рассеиваясь на другие нади, пребывает только в одном канале (сушумна), узел между сознаньем и телом разрублен, и свет пребывает как Атман. Как раскалённый железный шар кажется шаром огня, так и тело, раскалённое в огне самопознанья, неискажённо как Атман сияет. Прежде глубоко сокрытые поползновенья (васаны), принадлежащие телу-уму, ныне уничтожены во мгновение ока. Освободившись от телесных оков, сознанье более делателем себя не считает. О таком человеке, который и действуя, пребывает вовек неизменным, говорят, что теперь сожжена его карма. В таком мудреце - и сомнения не возникают, ибо, кроме Атмана, ничего иного не существует. Стоит лишь разрубить узел грантхи, и привязанность уж не заманит тебя в ловушку. Таково высочайшее совершенство (сиддхи); на этом пути - неколебимый покой и спасенье.
(«Шри-Рамана-гита», за основу взят перевод О.М. Могилевера, глава 9 «О разрубании узла»; 1996 г. Фотографии Кавьякантхи Ганапати Муни - из той же книги)