Занимаясь генеалогией, я параллельно занимаюсь и историей яхт-клуба, как-то так неожиданно получилось, что история моей семьи неразрывно связана с Волгой, маломерным флотом, но обнаружилось это далеко не сразу.
Я уже несколько лет ходила с Сергеем под парусом УРАНА, участвовала в его весенней покраске и спусках на воду, ходила на Саратовские соревнования и в походы, то есть была уже вовсю включена в парусную жизнь. Из нашего семейного уклада исчезли весна и осень.
Обычно в начале апреля начинается подготовка к сбросу на воду, сам сброс, и - лето покатилось! В начале ноября УРАН, а теперь АНТАРЕС, поднимают на берег, на зимовку. И вот тут начинаются, мои архивные изыскания!
Надо сказать, что с несколько лет я не могла найти документы по одной из семейных веток, просто тупик! Интуиция подсказывала, что документы есть, но в каком фонде они прячутся?!
Пришлось «переключиться» на другую тему. Пока я не понимала, куда двигаться, решила заказать документы дореволюционного «Саратовского Речного Яхт клуба», тем более, что уже прочитала книги В.М. Цыбина посвященные яхтсменам и истории парусного спорта в Саратове.
Я заказала несколько дел, в числе прочих «Список членов Саратовского Речного Яхт Клуба 1903-1914 гг.» Это переплетенная книга размером приблизительно 32 на 22 см, организованная наподобие телефонного справочника по буквам алфавита, разграфлённая по годам с 1903-1915, с отметкой возле фамилий о внесении организационных взносов за каждый сезон. Нетерпеливо стала вчитываться в фамилии на буквы «У» и «Ю» в надежде, что найду фамилии предков Сергея. Я считала, что они могли быть связаны с парусом, ведь и Сергей и его троюродные сестры с детства занимались яхтингом, но - увы… И тут книга как-то сама собой раскрылась на странице с буквой «Ч»… Я чуть не упала со стула, кажется, даже охнула, потому, что, когда я подняла глаза с документа, все присутствующие в зале смотрели на меня. На первой строке красивым почерком выведено: «Чербов Иван Иванович», а это наш прадед, упоминания о котором я искала и не находила в течение 2-х с половиной лет.
Перед вами документ - свидетельство о жизни и деятельности человека в прошлом!
Фото страницы из дела ГАСО "Список членов яхт-клуба1903 - 1914 гг."
Мне очень повезло. Для исследователя считается большой удачей найти в метрических книгах записи о рождении, бракосочетании, смерти предка, а в данном случае это свидетельство о характере человека. Я узнала о бабушкином отце нечто большее, он стал для меня более живым и близким. Его портрет, висевший в нашем старом доме в моё детство, наполнился новым смыслом!
Иван Иванович Чербоа. Ориентировочно 1915-17 гг
Он не был спортсменом, не был участником гонок и праздников. Спортсменов было не так уж и много, это были яркие личности. Фанаты! Наш прадед, скорее всего, был обычным любителем, почему «наш»? Потому что нас - прямых потомков - осталось пятеро, у нас - дети, у кое-кого - внуки. Конечно, я хочу, чтобы дети наших детей знали о своих корнях. Кстати, тут есть и повод призадуматься о демографических перипетиях и особенностях нашей необъятной - у Ивана Ивановича с Надеждой Андреевной было семеро детей, а правнуков всего - пять… Сколько детей было у ваших прадедов, как они прошли сквозь огонь-воду-медные трубы? У каждого своя истории, свои «скелеты в шкафу»…
Итак, наш Иван Иванович жил на Волге, ходил по Волге, любил Волгу, и каким- то удивительным образом передал эту любовь своим потомкам. Почему удивительным? Скупа была бабушка Надежда Ивановна на рассказы о прошлом. Но Волгу она очень любила. Я помню её пожилым человеком, но выезд на реку был для нее праздником!
Была ли у Ивана Ивановича своя лодка? Это сложно выяснить - в фонде Яхт-клуба мне не удалось найти отдельного списка яхтсменов - судовладельцев. Хочу лишь заметить, что в клубе была лодка с названием “Урания”, чья это была лодка, мне пока не известно… Еще интересные сведения из истории клуба. На Общем Собрании членов клуба в 1891 г. была произнесена и запротоколирована поздравительная речь в честь саратовского нотариуса Григория Григорьевича Дыбова. В тот год исполнялось 10 лет со дня его службы в качестве Командора клуба.
За 10 лет деятельности Г.Г. число членов клуба возросло с 12 до 150 человек. В 1881 году в клубе числилось 10 лодок, а через 10 лет их стало уже 50!
Яхт-клуб становился всё более демократичным и спортивным. В клубе были не только яхты, но и байдарки, бударки, аутригеры и тузы. Он объединял спортсменов и обычных лодочников, арендующих место в гавани, оплачивающих ремонт и обслуживание лодок. Вокруг гавани была своя инфраструктура и штат сотрудников на зарплате. Ежегодно проводились городские соревнования на парусных и гребных судах.
Как хорошо жарким летним вечером после службы прийти в яхт-клуб! Зайти в буфет, угоститься у бессменного буфетчика Андрея, почитать о морском деле, взяв выписанный английский журнал или книгу из обширной библиотеки, раскурить сигару и обсудить с товарищами достоинства той или иной яхты или события недавно прошедшей гонки! А может было так?
Летний душный саратовский вечер, пятница. Выходит Иван Иванович со службы, идет от Никольской (ул. Радищева) вниз по Московской до дома на Полицейской (Октябрьская) и Царицынской (Первомайская).
Дома уже ждут, заготовили корзинки с хлебом, яблоками и молоком для детей, себе - бутылочку вина или кваса. Еще со службы он позвонил в клуб: «Але-але, девушка, соедините с яхт-клубом... Яхт-клуб? Чербов Иван Иванович у аппарата. Здравствуйте! Вахтенный? - Имярек - Попроси-ка, братец, матросов лодочку подготовить! Семьёй пойду, детишек беру, время не хочу терять, до заката бы успеть». На том конце провода вахтенный рапортует: «Не волнуйся, Иваныч! Сделаем честь по чести!» - «Спасибо, за службу!»
Залетает домой, берёт свою вечно брюзжащую Надюшу, дочек -гимназисток, Ивана, Серёжу, Андрюшу, младшую - Наденьку (ой, что-то многих перечислила, не думаю, что бы он мог 26-футовую лодку арендовать. Но кого-то точно взял, например - старшего Ваню, Серёжу с младшей Наденькой и жену Надежду Андреевну. Сели на извозчика, доехали до яхт-клуба - всё недалеко, вниз по Приютскому взвозу (Комсомольская) к Волге.
Отвязали лодочку, Иван Иванович с Ваней на вёслах, переправились до ближайшего острова, развели костёр!
Иван Иванович, как выяснилось, баллотировался в члены яхт-клуба в 1893 году, ему было 30 лет. Сначала, как и многие, он был принят кандидатом, через год стал полноправным членом. Он платил взносы 22 года!
В 1893 году клуб пополнился новыми молодыми яхтсменами и лодочниками. Это были мещане, чиновники, врачи, фармацевты, служащие Саратовского Окружного суда и Саратовского отделения РУЖД. Саратовцы любили Волгу. Волга была страстью и нашего прадеда! Я была абсолютно счастлива, узнав, что он был увлечённым человеком, любил Волгу, а это черта характера, это уже нечто личное, характеризующее человека! В окружном суде он служил бухгалтером, имел награды, продвигался по службе. Любой архивный документ, несущий в себе информацию о предке - совершенный подарок для генеалога! Нечто то, что даёт понимание многих «странных» совпадений в наших жизнях. Жизни, словно перекликаются сквозь время. Аналогий этому много, вы можете выбрать любую…
Я продолжала поиск, заказав еще несколько дел яхт-клуба. Читала протоколы заседаний яхтсменов, вникала в их жизнь, видела, что их спортивная жизнь, так же, как и у нас продолжается зимой: обсуждением, ремонтом, пошивом парусов, строительством лодок и прочими яхтенными делами. Я поняла, насколько преданны были идее паруса все те, кто когда-то «инфицировался» яхтингом, начиная с купца Алфимова, нотариуса Дыбова и по сегодняшний день я вижу просветлённые глаза людей на яхтах!
Несколько строк о человеке, благодаря которому наш город любит яхтинг, а яхтинг любит наш город. Григорий Григорьевич Дыбов сделал Саратов по-настоящему спортивным городом - с собственным обустроенным яхт-клубом, с ежегодными яхтенными и гребными соревнованиями, с открытием спортивного атлетического зала для тренировок. В течении 33 лет, под руководством командора Г.Г. Дыбова, яхт-клуб был гордостью города и местом отдыха всех сословий саратовцев. Гавань яхт-клуба постоянно совершенствовалась, проводились инженерные мероприятия по укреплению и расчистке дна. Расширялась инфраструктура клуба, постоянно работал буфет, спортзал, библиотека, построены купальни для мужчин и женщин. В 1890-х открылось «Общество спасения на водах», в дальнейшем курсы по обучению плаванию. Клуб электрифицирован, работал телефон. В зимнее время открывался городской каток, созданы условия для организации и воспитания конькобежцев, занимающих призовые места в российских соревнованиях!
Григорий Григорьевич Дыбов был Командором Саратовского яхт-клуба с 1881 - 1914 год, вплоть до своей кончины. У него было пять сыновей и две дочери. Как выяснилось гораздо позднее, его племянник - Владимир Павлович Дыбов после революции стал тем человеком, который смог собрать вокруг себя единомышленников и сохранить яхтенные традиции!