Передача
14 июля 2011 г. на телеканале ОНТ (Беларусь) с рассказом про эту статью.
Статья
опубликована 12 июля 2011 г. в газете "Беларусь сегодня".
(Из нее полностью убрана критика властей, как говорится, найдите 10 отличий...)
Название статьи изменено, а идея из названия взята газетой БС
для другой статьи.
Информация из Беларуси о протестах противоречивая. Не хватает непредвзятого отношения и юридической оценки. На фоне фактов «прошла там-то, столько-то задержаний» подаются эмоции: «Раздался резкий звонок в дверь. Открыл - менты» Прямо и хочется дать совет - установите мягкий звонок и благозвучный. «Страна, где такси вызывают хлопком в ладоши. Но везут только в СИЗО».
И с другой стороны: “Мы посмотрели, что на площадях - это не бедные люди», «Денег хлопаньем не заработать». Коли люди небедные, чего им зарабатывать? И чего стоят слова, о том, что это сплошь студенты да алкаши с окурком в зубах.
В этой каше фактов, эмоций и лжи нам предлагается занять чью-то позицию и стать врагом кому-то, а заиметь свое мнение не предлагается. Не хватает объективности. И юридической оценки, которую как адвокат и попытаюсь дать.
Белорусский хлопОк
«Революция через социальную сеть» - это предложение выразить протест так, чтобы не давать повод властям задерживать и в чем-то обвинять протестующих.
Инициаторы проекта, умалчивают о некоторых вещах, либо пользуются услугами не вполне компетентных юристов. У протестной акции всегда есть цель. А цель озвучивается такая: покажем, что нас много, увидим сами, что нас много.
Если целью мирной акции, действительно, является показать и посмотреть, то цель уже достигнута: знают и видят. Но неужели это все? Конечно, нет. Однако почему-то дальше организаторы (или пешки в чьих-то руках) не договаривают. Хорошо, вся страна выйдет и похлопает. Президент это увидит и?
А Президент увидит и уйдет
Полгода назад именно этот руководитель был вновь избран главой, и никто не доказал существенных фальсификаций. Тогда же он заявил, что учтет уроки Ленина и будет крепко держать власть.
И что, авторы «революции» верят, что показать и посмотреть - достаточно?
Уверен, что нет. Тогда почему не озвучивается программа? Отношение к участникам акций, получается, как ко стаду, которое никогда не ведает, куда его ведут и что будет дальше: то ли на пастбище, то ли на убой.
Собственно, инициаторы уже озвучивают другие цели и средства. Скажем,
"экономический джихад": снять все вклады в банках и не покупать белорусское. Страшная и действенная мера. И в рамках закона. Она способна сменить любую власть, но при этом и поставить Беларусь на необратимый путь - тоже.
Всем надо быть честнее - инициаторам озвучить программу, а властям все-таки
найти пленки 95 года.
А судьи кто?
На странице «революции» нашел, что судьи, присуждая аресты хлопающим, сами становятся преступниками. Вот здесь я увидел еще одно лукавство.
Можно продолжить идею «революционеров»: что если написать лозунги на английском (часто так и делают для репортеров)? А что если «Лукашенко уходи» договориться писать задом наперед? Как суд разрешит ситуацию, ведь это никакой и не язык! Да очень просто!
Юридически «волк в овечьей шкуре» остается волком. Если люди собираются с определенной общей целью, то это акция.
Юридическая наука ориентирует находить «умысел сторон», и если будет доказано, что люди договорились «А» называть «Б» и вышли с лозунгом «Б», то справедливым решением будет считать, что они вышли с лозунгом «А». Люди, выходящие на площадь, юридически участвуют в несанкционированной акции, договорившись, что хлопанье будет обозначать следующие лозунги:…
Именно это и не договаривается организаторами!
Напротив, они утверждают, что властям ничего не доказать. А это ложь. Если вы переоделись Дед Морозом, вы еще не Дед Мороз. Только для детей.
А судьи-то кто? Юристы.
Топаньем и хлопаньем ничего не изменить!
Так заявил Президент. И он совершенно прав.
Во-первых, он не отдаст власть, полученную на законных выборах.
Во-вторых, потому что акции протеста не санкционированы, а значит, незаконны.
В-третьих, законодательство в рамках Конституции, дозволяет различные формы административных действий.
Скажем, «негласное наблюдение» - снимать на камеру и анализировать происходящее, разрешает «профилактику и превентивные действия» - находить участников, проводить разъяснительную беседу и предупреждать, проводить административные задержания, если человек сопротивляется - применять силу. Что если двое не справляются? Можно задерживать и впятером.
Если считать, что человек ничего не делает, то действительно, на него «напали», но если он участник незаконной акции и отказывается выполнить распоряжение, то «задержали с применением силы». И разве предъявляют документы, когда разгоняют митинги?
А как изменить?
Как выразить протест и что-то изменить законно? Подать заявку на проведение акции, устроить забастовку. Провести референдум.
Как же это сделать практически? А кто же его знает!
Поскольку обратная связь с народом и легальное выражение недовольства, - действительно, большая проблема и не только в Беларуси, но и в России, то такие проекты как «революция через социальную сеть» имеют перспективу. И могут оказаться как нормальным желанием народа быть услышанным, так и сценарием очередной бархатной революции…
Знаю, что за нежелание примкнуть к какой-либо стороне подвергнусь нападкам, но в стадных играх участвовать не согласный! Как и друзья мои в РБ. Они спрашивают: ну вот выйду я на улицу - мне не сложно и я не боюсь - а дальше меня в реку позовут кинуться как в сказке про крыс? Почему никто не говорит, что дальше? Похлопать и все? Я не желаю быть частью чьего-то сценария, когда мне его не показывают!