Национальная политика: ё-моё

Jul 07, 2011 03:30

Необходимое предисловие.
Весной, после круглого стола в Ставрополе по обсуждению стратегии развития СКФО, был написан предлагаемый текст (авиарейс Ставрополь-Москва, 5 утра). Я планировал позже его привести в литературный вид, возможно написать статью. Но по разым причинам набросок остался как есть. Чтобы не кануло в лету (может пригодится еще), публикую для широкой общественности.

Национальная политика: ё-моё

В действующих границах России создание национального государства не возможно.

В настоящей многонациональной России создание национального государства не возможно.

В существующих социокультурых детерминантах славянского населения России создание национального государства не возможно.

Под национальным государством я понимаю государство, построенное вокруг одной нации-национальности, с ее доминированием во всех сферах жизни.

Как нам назвать государство, в состав которого включены народы, народности, этносы с сохранением своей национальной, культурной идентичности? Империя? Республика? Страна советов? Чтобы уйти от груза прошлых имен, обозначим новое государство, как ёпублика.

В термине «ёпублика» уже на уровне языка отражена сущность нового понимания государства Российского: народы, страну населяющие, живут в пространстве русского языка.

Наша задача построить модель нового устройства государства.


Де-факто в одной стране живут разные народы, которые не готовы сегодня отказаться от своей этнической идентичности в пользу несуществующей общегражданской идентичности. Более того, национальность в настоящем выступает субъектом политики, политика национальна - сколько национальностей, столько и политик. Разумным представляется общая идея заменить политику национальностей на национальную политику.

Следует объяснить, в чем сущностная разница между политикой национальностей и национальной политикой в нашем понимании.

Политика национальностей - это суть международная политика, проводимая внутри государства, политика отношений между национально-политическими субъектами внутри государственного субъекта. Проводя политику национальностей, государственная власть внутри собственного суверенного политического тела формирует прото-государственности, прото-суверенитеты. Результат такой политики может быть только один - отторжение территорий и населения.

Национальная политика, в отличии от политики национальностей, рассматривает народы, проживающие на территории единого государства, как объекты государственной политики. Качество жизни всех народов, их социо-культурное самочувствие независимо от национальностей относится к сфере государственных интересов.

В представлении некоторых политиков переход от политики национальностей к национальной политике заключается в формировании общероссийской идентичности - наднациональной гражданственности. Теоретически это возможно. Практически же, для сохранения целостности страны без ответа остаются вопросы: сколько потребуется времени для перехода, какие есть основания, а какие следует создать для осуществления перехода, какой процент населения будет утрачен при переходе, можно ли осуществить переход без отторжения территорий и народов (этносов, национальностей), место и значение идеологии в этом процессе и т.д.

С чего начинается национальная политика?

Во-первых, с признания, что таковая политика имеет место быть. Проблема настоящей России в укланении от ответа на этот вопрос. Государственной власти следует публично признать проведение национальной политики, определить персональную ответственность за ее реализацию на федеральном уровне. Де-факто, на региональных уровнях, проводится политика национальностей. И как в международной политике, операторами такой политики выступают общественные дипломаты: представители национальностей, национальных союзов и организаций. Эффективная общественная дипломатия в регулировпнии межнациональных отношений - единственный правильный инструмент в руках государства. Но нужно понимать, что никакая дипломатия не спасет от процессов суверенизации при политики национальностей. Следует переходить к реализации национальной политики.

Во-вторых, национальная политика предполагает равенство всех народов и национальностей перед государственным законом. Но равенство можно требовать не через аскезу отдельных народов и национальностей, а через признание и закрепление национально-культурной идентичности всех народов, населяющих государство. Государство, объединяющее разные культуры, на уровне государственной власти должно признать наличие этих самых культур. Национальность в ёпублике принимает особое значение. Национальная политика обязана учитывать национальность народов, но не как политический элемент, ведущий к политике национальностей. А как социокультурный идентификатор, который следует разрешить добровольно закреплять в документах, удостоверяющих личность гражанина. Возвращение графы «национальность» в паспорт есть необходимый шаг национальной политики.
В-третьих, государственность является элементом культуры государствообразующих народов. И если в настоящих условиях преждевеременно говорить об общегражданской идентичности, то об общекультурной идентичности говорить можно. В России повсеместно сформировалась светская культура. Она проявляет себя практически во всех публичных сферах жизни и в большинстве частных сфер жизни человека. Настоящая культура России в своей полноте многонациональна. Можно говорить, что в ней огромную роль сыграла культура русская, но в современной России, главенствует именно светская государственная культура, а не национальная русская. И главная скрепа общества сегодня - это светская культура России. Более того, культура, которая на стадии зарождения питалась этническими культами, религиозными традициями, но окончательно была оформлена научно-техническим прогрессом, развитием наук. Национальные культуры являются объектами сохранения, защиты. А государственная светская культура является средой жизни народов.

В-четвертых, для перехода от политики национальностей к национальной политике следует дать возможность гражданам России принимать непосредственное участие в выборах глав сел и деревень, городов и региональных центров. Необходимо вводить институты прямой демократии, демократии соучастия. Текущий опыт показывает, что представительная демократия через выборы по партийным спискам для национальной политики не подходит. Нужны новые формы. Возможно это будут плебисциты, новые прймериз или другие формы. Без введения институтов демократии соучастия осуществить переход от политики национальностей к национальной политике не возможно. Власть в руках национальных групп будет передоваться по национальному наследству независимо от эффективности управления, вплоть до разрушения и субъекта и объекта управления. Защититься от этого можно только за счет контура народной обратной связи. Национальная политика - это максимальное исключение признака национальной принадлежности из алгоритма воспроизводства власти.

В-пятых, территориально-административное деление государства, как часть национальнйо политики, требует отдельного большого обсуждения. Предварительно, укажем на принципы деления. Отличие в современной России республики от области заключается в целом ряде признаков: это и противоречия в законах, культурные различия между светской и этнической культурами, качество жизни, напрямую зависящее от политики национальностей и т.д. Общий тренд национальной политики должен быть направлен на переход от республик и автономных округов к областям и краям. Это должен быть естественный процесс. Мотивами слияния с единым административным пространством должны стать качественно единое правовое, образовательное, медицинское пространство.

Национальная государственная политика самим фактом своего существования породит контрнациональную политику, осуществляемую этническими элитами отдельных народов. К этой дихотомии следует относиться конструктивно, и учитывать в стратегии национальной государственной политики. Даже в современном мире, «пожирающим» малые государства и народы, находятся псевдоэлиты, готовые продать свой народ. Противопоставить контрнациональной политике нужно в первую очередь создание гомогенной социально-правовой, образовательной и светско-культурной среды в союзе с многообразием этно-культурных и творческих человеческих сред.

Здесь поставим многоточие…
Мы определили лишь первые шаги формирования национальной политики России.

Продолжение должно быть.
Март 2011

кпн, Моя история

Previous post Next post
Up