Мирошниченко: Пора выходить из личных колодцев!

Jun 24, 2011 03:24

Статья из номера: АиФ-СК №25 от 22 июня 11

Евгений Мирошниченко о гражданской активности молодежи
Андрей КОЗЛОВ

В канун Дня российской молодежи гость нашей редакции - человек, который в свои 36 сам является молодежным лидером, а политически активные люди в возрасте 20-30 лет - не только его коллеги, но и «предмет» его социологического изучения.

Будучи студентом СевКавГТУ, Евгений Мирошниченко организовал общественный творческий союз «Звёздный ветер» для креативной молодёжи Ставрополья. Затем в Москве, уже окончив аспирантуру в Российской академии госслужбы при Президенте РФ и став кандидатом политических наук, наш земляк создал и возглавил Межрегиональное общественное движение развития национальных интересов «Миссия дружбы», деятельность которого проецируется на Северный Кавказ. А его новый проект - движение за прямую демократию «Моё поколение», наоборот, зародилось недавно в Ставрополе, и уже увлекло некоторых молодых политологов в столицах.
Соседние поколения

- Принято считать, что большинство представителей нынешней российской молодёжи апатично относится к политическим и социальным явлениям. Но некоторые массовые выступления молодых людей в стране говорят об обратном: есть и активисты, и они разные по внутренней сути?

- Сегодня уровень пассионарности среди молодёжи сильно растёт. Особенно большие города являют нам молодёжную активность. Но проблема в том, что молодёжь не однородна, и как раз её пассионарная часть расколота. И раскол этот опасен, ведь он идёт не по линии общего развития России, а по грани вопроса: быть или не быть России в принципе? Сегодня молодёжь есть: патриотически или прокремлёвски настроенная, есть сталинисты или советисты. Они по-разному видят будущее страны - либеральным, социалистическим, рыночным, имперским и т.д., но для них Россия как государство является ценностью.

А есть молодёжь, которая Россию как государство вообще не видит. Я недавно общался с ультралиберальной молодёжью, у которой позиция такова: «Мы против всех, партии не нужны, власть надо свергнуть». А на вопрос: «А дальше что?» отвечают «Ничего! Идеал - анархия». Они плохо образованы, в голове хаос, но они реально активны, они действуют, правда, за своими действиями видят тоже хаос. Это идёт от незнания истории. А радикализм надо бороть в себе!


- А каково твоё политическое кредо, вернее, позиция как общественного активиста?

- Я считаю себя не общественным, а государственным активистом. Для меня государство - высшая форма организации общества, других форм не существует! Для сохранения русской цивилизации государство - единственный выход. Но есть и тонкий вопрос: Россия как национальное государство или Россия как имперское государство. Мне кажется, что только в империи или её подобии могут сохраниться национальные автономии, большие и малые народы. (Кстати, это актуально для Кавказа). Иначе - либеральное государство, которое убивает народы, делая всех равными. Либерализм - это рынок, где все торговцы, где нет возможности проявлять свою индивидуальность и идентичность. Яркий пример - Европа. Есть метафора: империя - это потолок, на котором висят люстры - народы. И если малые народы хотят сохранить себя, то они должны бережно относиться к потолку. А у России вся история - это бесконечный опыт создания империи, другого пути нет. Понятно, что сейчас нужно бороться не за такую империю, как царская или советская, должно быть что-то другое, так как мир меняется.

- Ваш новый проект «Моё поколение» называется движением за прямую демократию. Что это собой представляет?

- История человечества начиналась с того, что народ управлял сам собой. По мере усложнения общества, увеличения пространства и числа семей и родов появилась представительная демократия. Но в ситуации, когда она перестаёт выполнять свою функцию и начинает работать на узкую группу, обостряются классовые противоречия, и никакая представительная демократия с этим не справляется. Тогда народ потихоньку возвращает себе власть. И встаёт вопрос о демократии соучастия - заинтересовать власть работать на нужды народа. Т.е. государство должно создавать институты, которые вовлекают народ в принятие политических решений. Наиболее наглядный институт - референдум. В России он гарантирован Конституцией, но закон написан так сложно, что провести референдум практически нереально, но этим нужно пользоваться.

Эти же идеи заложены в термине «гражданское общество». Но в России оно так и не сложилось. Поэтому когда мы говорим о гражданском обществе, то возникают такие ассоциации, как политические игрища, «грантоеды», агенты Запада или Кремля. Поэтому я избегаю понятия «гражданское общество», мы говорим о прямой демократии, о демократии соучастия, а о себе - как о государственных активистах.

- Какая роль отводится здесь молодому поколению, почему ты решил «проповедовать» эти идеи именно среди молодёжи?

- Есть яркий библейский образ - поколение, которое не прошло. Его любит использовать известный философ Мираб Мамардашвили. Каждое поколение либо оставляет след в истории, либо нет. Поколение шестидесятников может «гордиться» тем, что оно заложило основы идеологии развала великого государства. Поколение родившихся в 60-х-начале 70-х может «гордиться» тем, что они стали некими практиками идеологии шестидесятников, т.е. «разрушителями», которые занялись первичным накоплением капитала и стали властвовать. Но это поколение уже прошло. Они получили капитал и власть и распоряжаются ими не всегда правильно. А сейчас на арену выходит поколение, которое не застало советских ценностей. Оно понятия не имеет, что такое коллективизм, что общее выше частного. Я иду к этому поколению и общаюсь с отдельными его представителями, кто эти ценности воспроизводит бессознательно. У них есть генетическая и культурная память. Это доказывает, что россияне исторически придерживаются этого коллективистского соборного сознания. И я хочу надеяться, что новое поколение, не имея опыта жизни в советской эпохе, воспроизведёт эту историю, традиции и культуру.
Видим лишь одну звезду?

- Вернёмся к теме Кавказа и движению «Миссия дружбы». Что даёт его деятельность для пассионарности молодёжи кавказских народов?

- Недавно в Москве мы провели проект «Школа общественной дипломатии», хотим продолжить его в
СКФО. «За круглый стол» посадили молодёжь - студентов и аспирантов, представляющих народы Северного Кавказа. Дали ребятам возможность почувствовать себя дипломатами в регулировании межнациональных отношений. Что меня поразило? Не было дискуссии по проблеме противоречия «Россия-Кавказ» или «Россия - отдельный кавказский субъект»). Все дискуссии сводились к вопросу «Ингушетия-Чечня» или «Ингушетия-Северная Осетия». Т.е. политическое сознание у этой молодёжи сейчас на уровне дискуссий о территориальной принадлежности тех или иных районов и конкретных сёл определённому народу. И поражает уровень аргументов - огромная историческая деформация: эти молодые люди апеллируют такими историческими фактами, которые мало кому известны.

- Но таких активных молодых людей мало…

- К сожалению, да. В основном каждый сидит в отдельном колодце своей истории. И он видит маленький кусочек неба, а зарываясь глубже, вообще видит и одну звезду и с этой позиции пытается размышлять о пространстве, которое окружает его колодец. Это путь в никуда - это путь к концу любого народа и государства. И моя миссия на Кавказе - вернуть интернациональную дружбу, подняться над собой, над местечковыми интересами и понять, что мы часть одного организма. Т.е. миссия воссоединения народов в один политический субъект.

кпн, Моя история

Previous post Next post
Up