русская принцесса царевна Анна Павловна, вышла замуж за наследного принца Голландии Виллема ( наследственное имя в династии Оранье-Нассау) , который в 1840 году стал королем Виллемом (Вильгельмом) Вторым, сменив на троне своего отца Вильгельма Первого. ( только не путайте последнего с Вильгельмом Богатым и Вильгельмом Оранским - тоже первым Виллемами, но в другом веке). Таким образом, одна из дочерей Павла 1 и Марии Федоровны стала пра-пра-пра бабкой нашего нынешнего короля Виллема-Александра.
Голландский принц не был единственным претендентом на руку Анны Павловны, к ней даже Наполеон сватался, но семья рассудила по- другому.
Выдали цареву дочку замуж с пышностью и приданое дали богатое, так что привезла она в Голландию много роскошной утвари, денег и драгоценностей. Впрочем, частично это богатство пошло прахом во время пожара, частично ушло на покрытие долгов, оставшихся после смерти Виллема в 1849 году. Несмотря на ежегодные выплаты из России, Анне Павловне пришлось обратиться к брату Николаю 1 за денежной помощью В результате, в России оказалась большая коллекция нидерландской живописи ( сейчас - эрмитажная коллекция) ,которая ранее была во владении королевской семьи.
Занималась королева не только двором и семьей, но и благотворительностью, основывала и поддерживала дома для сирот, больницы.
Здесь она навещает в больнице раненых солдат.
А семейную ее жизнь нельзя было назвать счастливой. Виллем постоянно был занят какими-то политическими интригами, в результате чего у него были постоянные трения то с собственным отцом то с русским двором. Примерным супругом он тоже не был, интрижки заводил в самых различных кругах и имел несколько внебрачных детей, да и гендерные различия для него особого значения не имели.
В истории Голландии он славен тем, что принял Конституцию, на которой основана и современная Конституция.
В официальных источниках говорится, что он был очень напуган французской революцией 48 года , как он сам сказал - за одну ночь он из консерватора стал либералом.
Конституция, которая во-многом свела королевскую власть к чистому символу и во главу правительства поставившая парламент, была написана и предложена либералом Торбеком, который и "продавил" короля ее принять. В одном из источников я читала, что Торбек пригрозил Виллему, что обнародует информацию о его неразборчивых связях, вот король и решил, что Конституция окажется меньшим злом.
Бедная Анна Павловна... два ее сына умерли молодыми, а со старшим - будущим королем Виллемом 3 отношения были не лучшими.
Когда, после недолгой болезни, умирал ее муж, Виллем 2, которого она, несмотря ни на что, любила, ее даже не пустили к нему, так что прощалась она уже с мертвым мужем.
Вот она на картине - на коленях перед мертвым мужем, а рядом - наследнй принц.
В памяти голландцев Анна Павловна осталась как грустная, добрая и не очень-то счастливая королева.
В ее честь был назван один из осушенных полддеров в Северной Голландии, а сейчас там есть город, который так и называется Anna Paulowna.
В Гааге есть улица и площадь, названные ее именем. На небольшой площади стоят столики и стулья - так называемые террасы - от окружающих кафе и ресторанчиков, за ними сидят люди, едят, пьют кофе или пиво, а поодаль на скамейке смотрит на них Анна Павловна, королева Голландии.
Все дети Анны Павловны и Виллема 2ого были крещены в протестанство, но сама королева сохранила свою веру и в каждом дворце, где она жила, она устраивала часовни или домовые церкви, где она могла молиться.
Послее ее смерти имущество одной из такой домовой церкви из дворца, на месте которого выстроен современный Дворец Мира, было передано русской православной церкви в Гааге, сейчас она находится на Obrechtstraat.
Там есть драгоценная серебряная утварь, иконы, пара стульев, и иконостас, бывший когда-то походным иконостасом в русском войске во время войны с Наполеоном.
Церковь теперь принадлежит к культурно-историческому наследию Голландии и некоторые вещи из нее были выставлены на выставке в Лоо, о которой я и пытаюсь рассказать.
Итак, открытие выставки. дворец, и почему я там оказалась.
Дворец в Лоо был первым дворцом, в котором, приехав из России, остановились новобрачные Анна и Виллем, перед своим торжественным въездом в Гаагу.
Выставка посвящена Анне Павловне, там выставлены различные картины - портреты ее семьи и приближенных, виды Павловска и голландских дворцов, посуда, мебель, драгоценности и пр.
Выставку открывала королева Максима, а наш небольшой церковный хор пригласили участвовать в презентации выставки как знак присутствия и преемственности православной традиции, сохранившейся в Голландии со времен Анны Павловны. Основным символом были, конечно , не мы, а приглашенные епископ Симон, наш священник архимандрит Никон и настоятель церкви в Роттердаме протоиерей Григорий. А мы только спели Херувимскую и Достойно есть.
Сразу скажу, что презентацию мы не видели, мы ждали своего выхода в соседнем зале с восхитительными интерьерами И. конечно, все в этих интерьерах фотографировались - а как тут удержаться-то?
Правда, нас быстро призвали к порядку и минут 10 мы потратили на то, чтоб потренироваться - в каком порядке будем выходить на сцену. Мне это было ужасно смешно, потому что живо напомнило, как перед выступлениями мы муштровали хор "Малышок" Ленинградского Дворца пионеров, где я подрабатывала в студенческие годы концертмейстером. ТОлько здесь, вместо робких пятилеток были мы, немолодые церковные хористы, а командовал парадом господин Коняйн, приближенный к королевскому двору, связанный с нашей церковью. И даже сакраментальный вопрос - не надо ли кому в туалет перед выступлением - тоже был задан. (Внимание, хор "Малышок", поднимите руки те, кому надо в туалет).
попытка селфи в зеркальной двери
Вот он - невыносимо элегантный господин Коняйн, (вернее, его спина) - разговаривает с нашими дирижером и баритоном.
а вот и я. Ножки скрестила, как учила королева Женовии.
продолжение следует....