начало здесь.
и здесь. В другом конце галереи на нашем этаже жила странная женщина лет 45ти.. Она была маленького роста, некрасива, с каким-то уродливым телом, и вела себя иногда неправильно - во всяком случае, по голландским понятиям. Иногда она выходила к лифту за почтой, и пару раз я видела ее в ночной рубахе. Может, это был пеньюар в ее понимании - тут мне трудно что-то сказать. От нее частенько попахивало пивом, в теплую погоду она курила на галерее, иногда бурчала себе под нос какие-то проклятия, но со мной, впрочем, была всегда приветлива и вежливо здоровалась.
ОДнажды - при встрече у лифта - она, очень довольная, сообщила мне, что идет пригласить на кофе соседа с нижнего этажа, у которого она иногда берет газеты.
Как-то днем она постучалась ко мне и попросила разрешения позвонить, поскольку на ее мобильном телефоне закончились деньги. У меня в то время и у самой было туго, а звонки на мобильный для меня были большим расходом, но видно было - что ей очень нужно, иначе с чего бы она пришла ко мне - соверщенно незнакомому ей человеку. Я разрешила ей позвонить, она поблагодарила, пообещала занести деньги - когда у нее будут, и, действительно. через несколько дней принесла мне один гульден. В то время для меня гульден - это была вполне значимая сумма, хотя разговор стоил дороже. С тех пор она еще несколько раз заходила ко мне позвонить и немного пожаловаться на жизнь. Из этих звонков и разговоров я узнала, что она психически не совсем здорова, находится под опекой - т.е. ей, например, выдают ее пособие не все сразу, а каждую неделю определенную сумму. Судя по всему, она плохо могла управляться со своими делами - в том числе и денежными, и звонила, в основном, человеку, который по долгу службы и занимался ее делами.
Жила она одна с тремя кошками. Она долго рассказывала мне про свою обиду на мать, которая ее вроде бы не любила и не понимала, видно было, что для нее это очень больная тема.
Время от времени что-то расстраивалась в ее делах - то ей не были заказаны вовремя лекарства, то у нее раньше времени заканчивались деньги, и тогда она приходила ко мне позвонить.Как-то раз мне пришлось взять разговор с ее опекуном на себя, поскольку он просто бросал трубку и не хотел ее больше слушать, что неудивительно: она вызывала неприятные, раздражающие чувства. ОДнажды она пришла ко мне с забинтованной по локоть правой рукой, и рассказала мне, что ночью пошатнулась и разбила рукой стеклянную дверь, а пошатнулась из-за действия снотворных. Были ли там действительно причиной снотворные препараты или же что-то другое - история умалчивает.
Она входила ко мне , кипя от гнева или отчаяния, сыпала проклятиями, поэтому мои дети от нее прятались, и дочка спрашивала меня - почему я ее пускаю в дом?
Действительно - почему? Мои ближайшие соседки - одинокие дамы, одна из них - пожилая и очень приветливая Свидетельница Иеговы, другая - дама лет 50ти, недавно переехавшая в наш дом, видимо после развода - ее не пускали. Они отказывали ей в просьбе позвонить и как-то при мне обсуждали, что ее жалко, конечно, но, вообще-то, подобной персоне место в специальном доме, там где живут нездоровые люди, нуждающиеся в постоянном присмотре.
Вероятно, они были правы. Вероятно, Элс действительно нуждалась в таком жилье(.Кстати, так живет младший
сын моей голландской подружки - Юп.)
Мне было жалко Элс, но и общаться с ней было невозможно, ее окружала ощутимая аура несчастья, а у меня тогда душевных сил еле-еле хватало на свою семью. Но, знаете, она - несмотря на вот такую свою жалкость и несимпатичность - вызывала у меня чувство уважения. Это был человек, которому с самого начала не повезло при раздаче. И - тем не менее, она находила в себе силы жить - час за часом, день за днем. Барахтаясь в своих проблемах, она не опускала рук, не спилась давным -давно, но искала помощи, ухаживала за этими своими кошками, и еще - знаете - она общалась на равных. Она не заискивала, она не взывала к жалости, в ней , несмотря на часто унизительные ситуации, в которых она оказывалась, жило чувство собственного достоинства.
Неколебимый луч света - помните у Воннегута?
Вскоре я сменила жилье и не знаю, как сложилась ее дальнейшая жизнь. Вроде бы она тоже переехала - в специальное жилье, о котором говорили мои соседки. Но вот не знаю - разрешили ли ей оставить своих кошек...