От
larkin_donkey(Дж. Г. Беннетт, перевод
Андрея Коклина)
Мы начинаем работать над медитацией. Через какое-то время некоторые из вас сдадутся и уйдут. Но даже если вы ощущаете полную потерю нити, было бы хорошо, чтобы вы продолжали упорствовать в своих дальнейших попытках. Когда вы достигаете состояния максимальной рассеянности и беспомощности в медитации, считая, что всё потеряно, ваши мысли стали совершенно неуправляемыми, а поза кажется уже невыносимой, когда все в вас требует остановить это - именно тогда может оказаться, что вы находитесь на грани реального изменения. Из собственного опыта могу сказать, что всякий раз, когда я чувствовал свою подобную беспомощность в медитации, но не останавливался при этом - именно в такие моменты ко мне приходило большинство озарений, открывших для меня суть вещей.
Здесь следует понимать, что в медитации командуем не мы - реальная "власть" в ней находится на "другой стороне". В санскритской терминологии, медитация делается для purusha (дух или воля), а не для khestriya (тело или существование). Пуруша - это тот самый другой в нас, который является 'Я'. Именно он руководит медитацией. Мы сами не можем сказать, что должно случиться. Всё что мы можем сделать - это лишь поставить себя в ситуацию, в которой что-то может произойти. В этом смысле, медитация принципиально отличается от любых упражнений, зависящих от нашей воли и намеренных действий. Единственная причина, по которой мы выбираем некий предмет для медитации - это помощь в успокоении ума. Вполне может случиться, что у нас будет озарение, прямо связанное с предметом медитации, но оно может произойти и в совершенно другом направлении.
Медитацию проще поддерживать посредством некой повторяющейся произносимой (или даже безмолвной) мантры. И если мы достаточно терпеливы и настойчивы в продолжении медитации, основанной на каком-то вопросе, мы можем прийти в состояние, которое называется нирвикальпа-самадхи (высшее состояние самадхи, в котором любое само-сознание исчезает). Это ведёт нас прямо к пробуждению высшей части себя. Я не могу пообещать никому, когда и как это произойдёт, но не стоит недооценивать значение этого. Именно поэтому мне всегда было жаль видеть людей, которые встают и уходят, чувствуя невозможность продолжения.
Студент: Хочу спросить, можете ли Вы объяснить различие между утренним упражнением собранного состояния и медитацией?
Дж.Г.Беннет: Это две крайности. В медитации вы не пытаетесь бороться с вашими мыслями или удерживать своё внимание на чём-либо. Медитируя на какую-то тему, вы просто направляете своё намерение. Если вы медитируете с помощью мантры или медитируете на каком-то естественном процессе, вроде дыхания, то вы просто фиксируете таким образом своё внимание и не пытаетесь бороться. Когда ваш ум блуждает, вы не пытаетесь возвращать его. Если он сам приходит обратно, это уже неплохо. В общем случае, в медитации наше внимание находится на каком-то конкретном объекте: мантре, теме, идее или состоянии. Если сам объект правильно выбран, тогда он сам по себе может производить в нас притяжение вглубь (состояние 'джазбы' в суфизме) и мы будем чувствовать влечение к более глубокой части нашего существа.
Упражнение собранного состояния, в этом смысле, представляет собой абсолютную противоположность. В нём всё как раз наоборот. Здесь нет никакого конкретного объекта. Но есть при этом необходимость в постоянных усилиях. Это непреклонное усилие собственного внимания удерживать себя здесь и сейчас и не позволять чему-либо ускользнуть. Как я сказал уже, если вы обнаруживаете при этом, что фактически блуждали, не следует беспокоиться. Это является общей рекомендацией: человек не сможет делать достаточно глубокую работу в себе, если он эмоционально не уравновешен или обеспокоен; он должен пребывать в мире с собой.
Нельзя даже сказать, что медитация ведёт к тому же, к чему ведёт собранное состояние. Это не так. Реальной целью в медитации является пробуждение различных видов восприятия в нас. Она даёт пробуждение внутреннего "глаза", внутреннего осознания.
Но упражнение собранного состояния - это воздействие на наше собственное бытие. На какое-то время, это позволяет нам стать такими, какими мы должны быть; а следовательно, позволяет нашему внутреннему телу кесджан обосноваться и достичь большей когерентности.
В общем случае можно сказать, что упражнения активны, а медитация пассивна. Но и то, и другое необходимо. Если пытаться следовать лишь путём медитации, это неизбежно приведёт к однобокости. Но также и занятия только 'утренними упражнениями' могут привести к однобокости другого рода.
(Источник - The Way To Be Free: Part III. Meditation. Talks and Conversations with Students by John G. Bennett)
*
(Оригинальный пост) Содержание