Два сюжета о профильном экзамене по математике-2017.
В апреле нынешнего года разработчик КИМов ЕГЭ по математике И.Ященко объявил учителям города Рязани, что ЕГЭ не требует специальной подготовки. Для успеха на экзамене достаточно всего лишь «знать школьную программу» (правда, он не уточнил, какую из трёх: углубленную, базовую или базовую компенсирующую - см.
https://vk.com/wall-62604527_6851 ). И немного потренироваться «в заполнении бланков». Таким образом он обозначил поддержку генеральной линии Минобра «по борьбе с натаскиванием на ЕГЭ».
Пикантность ситуации состояла в том, что рынок завален пособиями Ященко для подготовки к математическим единым экзаменам, которые, по его словам, как бы никому не нужны. Об этом мы подробно писали в материале «Бизнес на издании инструкций» -
https://vk.com/wall-62604527_11439 . Но фактически вышло еще интересней. Дело в том, что в этих пособиях были опубликованы некоторые задачи предстоящего профильного экзамена. (Речь здесь не о пресловутом «открытом банке», а о секретных заданиях «творческого блока».) И «математический гений», поучая рязанских учителей, отлично знал об этом.
Для чего в реальный экзамен включили опубликованные задачи - не вопрос. Методическая макулатура для подготовки к ЕГЭ с фамилией Ященко давно зарекомендовала себя как самая никчемная. И корифей спасает свой бизнес. Потребителю идет посыл: покупайте методички Ященко, ибо там есть задачи грядущего экзамена.
Разумеется, такой сигнал будет принят.
Самой скандальной в этом году стала «экономическая задача». Напомним, что такое задание впервые появилось в ЕГЭ в 2015 году. Его ввели по требованию Кузьминова и Набиуллиной с целью внедрения финансовой грамотности (так теперь называют откровенное впаривание населению банковских кредитных продуктов - см.
https://vk.com/wall-62604527_11394 ).
И задача 2015 года стала образцом для всех учителей и репетиторов. Именно с неё они начинают обучение своих подопечных премудростям финграмотности. Её знают все заинтересованные лица. Почти наизусть.
И вот эта же задача появляется на профильном экзамене в июне 2017 года. Справедливости ради надо отметить, что некоторые школьники получили под номером 17 другую (новую) задачу. Впрочем, это только усугубляет ситуацию, ведь экзамен (как бы) ЕДИНЫЙ.
Дальше - больше. Официальное решение, которым руководствовались при проверке эксперты, слово в слово повторяет текст из пособия Ященко.
Представляете радость учеников, которым попалась эта известнейшая задача?
Об этой радости наш второй сюжет.
Ученик N из Петрозаводска оформил решение обсуждаемой задачи предельно лаконично. Ввел переменные (на языке экспертной комиссии это называется «построил математическую модель» ; без шуток, именно так объясняли сие мудреное выражение на вебинаре для экспертов накануне ЕГЭ), написал нетривиальное уравнение, связывающее эти переменные, решил его и получил верный ответ.
Итоговая оценка - НОЛЬ!
К приведенному решению можно придраться только в одном: оно недостаточно подробно. В этом случае в инструкции для экспертов написано: ставить оценку 2 (из трех возможных первичных баллов).
Но стоит НОЛЬ.
Что тут скажешь? Бывает... Для того и существует апелляция.
Естественно, выпускник пошел на апелляционную комиссию. И там эту нулевую оценку ПОДТВЕРДИЛИ.
Ученику объяснили, что «нельзя использовать готовую формулу без вывода, если она отсутствует в рекомендованных для подготовки к ЕГЭ пособиях».
Решение с верным ответом, демонстрирующее знание материала, уравняли с полным отсутствием каких-либо представлений о задаче.
Тут стоит заметить, что заслуженный учитель из Ставрополя А.А.Цоколов (активно работающий в нашей группе) весной нынешнего года обращался в ФИПИ по поводу этих самых «рекомендованных пособий» и получил официальный ответ, что таковых теперь не существует. То есть в качестве аргумента комиссия выбрала заведомую ложь, всеми средствами желая замазать очевидный провал проверяющих экспертов. И не мудрено, ведь каждая удовлетворенная апелляция снижает показатели «качества» их работы.
Это не частный случай. Вот так в погоне за показателями наше образование теряет человеческое лицо. Людей, которые могут подобным образом лгать в глаза стоящему перед ними ученику и быть настолько некомпетентными, нельзя близко подпускать к школе. Но именно такие правят бал в системе ЕГЭ. Иные - уходят.
Все кругом говорят теперь, что школа должна воспитывать. Но школьные годы заканчиваются едиными экзаменами. Такими, как описано выше.
Кого же вы воспитаете, господа?
Движение "За возрождение образования"