В 35-й гимназии Екатеринбурга 9 июня на ЕГЭ по русскому языку за час до окончания экзамена отключили электричество. Ничего необычного, бывает. Но в результате работа 52-х выпускников была аннулирована. Экзамен прервали, и школьникам предстоит писать его повторно в резервный день 29 июня. А итоги объявят 11 июля и лишь после этого дадут аттестат. Напомним, что ЕГЭ по русскому - обязательный вступительный экзамен во все вузы, а МГУ, например, заканчивает прием документов 10 июля (там проводят дополнительные экзамены). В числе участников сорванного ЕГЭ оказались ребята из элитной школы, оттого и вышел скандал.
Понятно, что универсальным решением проблемы было бы обеспечение всех пунктов проведения экзамена (ППЭ) автономным электроснабжением. И надо полагать, в перспективе Рособрнадзор добьется этого, выбив очередные миллионы из «бюджета на образование». Потому что по-другому при нынешней системе нельзя. Стоит закрыть глаза на описанный выше случай, как отключать свет (а вместе с ним и видеонаблюдение) начнут повсеместно. Слишком высока цена единого экзамена. Если в прежние времена бюджетное место в питерском финэке, например, можно было приобрести за весьма круглую сумму, то теперь судьба таких мест решается в каждом ППЭ. И наш изумительно разумный Минобр с Рособрнадзором, вместо того, чтобы раздавить коррупцию в конкретных гадюшниках, стал выстраивать «систему честности» на необъятных просторах России.
Дети из глубинки теперь сдают ЕГЭ отнюдь не в своем поселке, ибо там нет возможности обеспечить видеонаблюдение онлайн. Им приходится ехать по бездорожью за сотню километров и ночевать неизвестно где перед судьбоносным экзаменом. «Равные права, равные возможности». «Единое образовательное пространство».
Для поднятия градуса честности теперь КИМы ЕГЭ распечатывают в аудитории. Представьте: учащихся досмотрели, допустили в класс, рассадили. И на глазах у них в компьютер вставляют секретный диск. Начинает работать принтер. Далее листы с заданиями организаторы экзамена должны вручную разложить по конвертам, следя за соответствием номеров. Такая «информационная технология 21-го века». Принтер жужжит, учителя раскладывают бумажки, дети ждут. Процедура может занимать 20 минут, а может 40 и больше. Пока все пирожки не испекут, экзамен не начнется. Этакое «предстартовое ожидание», дополнительная нагрузка на психику. И не только школьников. Любая ошибка организаторов чревата последствиями. Так в Тавде Свердловской области 90 выпускников, писавших базовую математику 31 мая, получили двойки из-за того, что организаторы разложили распечатанные КИМы по конвертам произвольно, и мудрый рособрнадзоровский компьютер сравнивал ответы школьников с эталоном не тех задач, которые они решали. Но крайними снова оказались дети: им, как обычно, предложили переписать экзамен в резервный день.
ЕГЭ «совершенствуют», и стрессовая нагрузка на его участников возрастает с каждым годом. Известный психолог профессор СпбГУ Р.М.Грановская утверждает, что подверженность таким стрессам зависит от темперамента. Наиболее устойчивы к ним сангвиники. Тем самым система ЕГЭ формирует неестественный отбор, когда преференции при поступлении в вуз (а значит, и в формировании управленческой элиты) получают люди определенного темперамента. Не оспаривая выводы Грановской, мы провели собственное исследование с целью выяснить, какая категория школьников наиболее сильно пострадала от стрессовой обстановки на ЕГЭ по профильной математике 2017 года.
Многие выпускники готовятся к экзаменам с репетитором. Опытный наставник способен достаточно объективно оценить уровень ученика и прогнозировать его ожидаемый результат, который в дальнейшем можно сравнить с фактической оценкой. Так вот, по собранным и обработанным данным, наиболее сильно «прогноз и факт» отличаются у тех, кто не получил соответствующую закалку. Мягкая доброжелательная учительница, доверительная атмосфера в классе, спокойная обстановка дома с идеальным личным рабочим местом -- всё это дает возможность хорошо учиться, но одновременно это и факторы риска на ЕГЭ.
На едином экзамене такой ученик попадает в непривычную атмосферу с массой «нельзя» и «запрещено». «Нарушил правила - потерял год».
Математика, творческая задача. Школьник полностью погружен в неё, окружающий мир для него исчез. Случайное движение, и со стола упала ручка. Он машинально тянется поднять её. Стоп! Запрещено. Экзамен будет аннулирован! По правилам надо подозвать дежурную даму, она полезет под стол, достанет ручку и зафиксирует сей факт под видеозапись. Только так!
Подходящая атмосфера для творчества, не правда ли?
А вот дети, замордованные учителями-церберами, на ЕГЭ обычно показывают ровно то, что ожидалось. Это не значит, что у них результаты обязательно высокие, просто прогноз и факт совпадают. Устойчивости на ЕГЭ способствует также участие в различных вступительных олимпиадах и иной подобный тренинг.
Словом, нарабатывайте опыт, ребята. Для ЕГЭ нужна жесткость, толстокожесть, и с каждым годом их требуется всё больше и больше.
Кто-то скажет: ничего страшного, это разумно, теперь так и надо воспитывать детей.
Но сколько вокруг уже совсем взрослых людей, которых небольшие жизненные невзгоды надолго выбивают из колеи? Для одного пустяк, а для другого - тяжелейшая трагедия. Сталкиваясь с несправедливостью, иные хлопают дверью, другие медленно опускаются на дно. Это неистребимая хорошо известная отличительная черта нашего народа. Обостренное чувство справедливости, усиленное эмоциональностью и ранимостью. И носители этой черты - далеко не худшие представители нации, среди них много ярких известных личностей. Таким людям чужда жесткость, от которой один шаг до жестокости.
Система ЕГЭ ставит их изначально в неравные условия, подрезает крылья на взлете. Их будет становиться всё меньше и меньше среди тех, кто определяет содержание общественной жизни. Они будут рядом с нами, но их уделом станет социальное дно.
Носители добра, юродивые 21-го века.
Это что, очередная «ошибка в управлении», снова «хотели как лучше»?
Или в том и состоит цель?
Остается уповать на гаранта Конституции, который у нас один-единственный наводит порядок и устанавливает справедливость. Но оттуда - тишина. В конце прошлого года на расширенной пресс-конференции журналисты напрасно поднимали плакатики с надписью «ЕГЭ» в надежде задать вопрос. Также без ответа остались многочисленные обращения граждан на прошедшей прямой линии. «В стране есть дела поважнее». Президент, как в старом гусарском анекдоте, «про ЕГЭ - ни слова».
Движение "За возрождение образования"