Сумрачный китайский пылесос за 400 р

Apr 29, 2024 18:36

Для всяких работ с фанерой и ДСП решил приобрести самый дешёвый аккумуляторный мини-пылесос, чтобы образовавшиеся опилки быстро всасывать. Самое неприятное у меня было - зажал струбцинами доску ДСП, сверху надел на шканты вторую, и теперь сверлом для конфирмата сверю отверстия одновременно в двух, и хочется легко и непринуждённо оттуда лишние опилки высосать, прежде чем вкручивать этот самый конфирмат.

Совсем дешёвые имели много негативных отзывов, дескать, ничего не всасывает, и не заряжается, фактически одноразовые. И взял тот, на который отзывы неплохие, из серии, он конечно хиленький, но со своей работой справляется, и притом очень лёгкий. Цена: 400 рублей.





И, в общем-то, не обманули, опилки он собирает очень неплохо: https://www.youtube.com/shorts/XtOMOa-D2QI

Но очень быстро нашёлся повод его развинтить: индикатор зарядки светит куда-то "вовнутрь", и подсмотреть его можно только заглянув под определённым ракурсом на разъём зарядки... И тут же захотелось все характеристики проверить...

Вкратце: указанные характеристики завышены в 3-10 раз!


На сайте, где я его покупал, писали силу всасывания в 4500 Па, 30 минут работы от одного заряда, и мощность всасывания 120 Вт (!!!) В последнее значение я сразу не верил, поскольку у обычного пылесоса на 220 вольт, при потребляемой мощности 1800 Вт, мощность всасывания обычно составляет 380 Вт. Ещё и время заряда от адаптера: 240 минут служит своеобразной рекламой, "вон сколько он должен тока поглотить, следовательно, аккумулятор ёмкий!", это ж если непрерывно 1,5 ампера выжирать, будет 6 А*ч, будто там две банки стоят, да при таких вводных его просто "на банки" покупать можно, дешевле чем эти банки по отдельности!

Правда, на коробке и инструкции были приведены чуть другие значения: напор 6000 Па, и снова 120 Вт, но просто Rated power, т.е потребляемая, а вовсе не "полезная".

Что ж, раскрутил "моторный блок":




Ровно одна литий-ионная банка 18650 без опознавательных знаков, сверху коллекторный моторчик, на вал которого насажена центробежная крыльчатка. Снизу стандартная плата для зарядки 18650 от USB, с двумя светодиодами, красный - идёт заряд, зелёный - заряд завершён. Но никакого "окошка" в корпусе под эти светодиоды сделано не было, поэтому просвечивать они могли только через щель под Micro-USB. Просверлил напротив них дырочку, чтобы с этой штукой было удобнее работать. Никаких 1,5 ампер он от зарядки, разумеется, не жрёт, я проверял. В самом начале заряда идёт 0,5 ампера, но потом, видимо, линейная микросхемка разогревается и начинает ограничивать ток ещё сильнее, на уровне 0,3..0,4 ампера, просто чтоб не сгореть.

Отпаял провод от двигателя и включил его через амперметр, при полностью заряженном аккумуляторе. Получил ток 4,5 ампера. При этом, напряжение на банке сразу с 4,2 вольт просело до 3,6, а на самом моторчике уже 3,3 вольта, т.к 0,3 вольта сожралось на проводах и выключателе. Итак, имеем мощность потребления 15 Вт, а вовсе не 120!

Может, они и нагрев проводов подсчитали сюда? Тогда получилось бы 3,6 В * 4,5 А = 16,2 Вт. Мало! Может, и нагрев аккумулятора отнесён к "потребляемой мощности"? Ща попробуем: 4,2 В * 4,5 А = 18,9 Вт. Может, это в первый момент во время пуска двигателя расходуется 120 Вт? Измерил сопротивление обмотки двигателя: 0,4 Ом. Даже если предположить, что аккумулятор и провода имеют нулевое сопротивление, пусковый ток будет 10,5 А, и мощность составит 44 Вт. А в реальности и того не наберётся, хоть ты тресни.

Ну да ладно, это же хорошо, что он потребляет меньше, сплошная экономия! Опробуем непрерывную работу в течение 30 минут. 4,5 ампера помножить на 0,5 часа получается 2250 мА*ч. В общем-то, реализуемые значения для литий-ионника 18650. Снова зарядил его до загорания зелёной лампочки, включил двигатель и начал отсчёт, следя за напряжением, заодно посмотреть, будет ли какая-то "отсечка" по напряжению 2,5..2,7..3 вольта, чтобы не убить аккумулятор. Разумеется, никакой отсечки там не было, аккумулятор "без защиты", а хватило его на 8 минут непрерывной работы. То есть, в таком режиме его ёмкость составила всего 600 мА*ч.

Пока суд да дело, я заметил, что белый светодиод подключён к клеммам двигателя напрямую, без какого-либо резистора! Измерил ток через него при полностью заряженном аккумуляторе: 40 мА, и это для выводного светодиода в пластиковом корпусе 3 мм! Для таких, вообще-то, больше 5 мА подавать не хочется, деградируют за пару минут! Впаял туда резистор 120 Ом, как раз ток снизился до 5 мА, когда банка свежая.




Банка не давала мне покоя: почему 600 мАч? Может, её по току перегрузили, а в каком-то более слаботочном применении она проявит себя получше? Подключил к ней резистор 5,1 Ом, т.е нагрузил её 820 мА, плавно снижающимися до 700 мА, когда напряжение опустится до 3,6 вольта. Как ни странно, получил практически в точности то же значение ёмкости в 600 мАч, причём напряжение плавно снижалось с 3,9 вольта до 3,6, а затем очень резко "проваливалось" до 2,5, буквально за несколько секунд. То есть, аккумулятор вполне себе токовый, просто маленькой ёмкости. Покупать такие пылесосы и раскручивать их на банки 18650 - явно нерентабельно, кто бы мог подумать :)

Ну а как дела с напором? Хоть что-то близкое к 4500 Па он развивает? Это примерно 46 см водяного столба. Сейчас проверим:
https://youtube.com/shorts/U7915OJAQR4?si=pEBVX7mZFljbTSmM

24 см поднялось, дальше не захотел, это 2300 Па. И здесь почти в два раза обманули! Стоит ли говорить, что перед экспериментом я зарядил хреновину до упора, чтобы любые сомнения - в пользу драндулета.

Смеху ради ещё внутренности двигателя заснял, без разборки, просто через отверстие для вентиляции.












Видно, как там много свободного места между обмотками! То есть, те же витки они могли бы намотать куда более толстым проводом, и это бы позволило моторчику развить бОльшие обороты. Ведь сейчас при сопротивлении обмотки 0,4 Ом, из 3,3 вольт, что приложены к клеммам, 1,8 вольта падает на омическом сопротивлении, а противо-ЭДС составляет только 1,5 В. Центробежная крыльчатка имеет квадратичную нагрузочную характеристику, т.е если поднять обороты на 20%, тормозящий момент на валу увеличится на 41%, что потребует увеличения тока на 41%. А противо-ЭДС возрастёт на 20%, до 1,8 В. Чтобы всё получилось, активное сопротивление нужно уменьшить до 0,24 Ом. Это было вполне реально, место там было...

И вот запихни в эту штуку нормальный моторчик с бОлшим заполнением, и нормальный аккумулятор, который выдержит 6,3 ампера в течение получаса (такие существуют, хотя недёшевы...) - и заявленный напор в 4500 Па как раз будет достигнут, ведь у центробежной крыльчатки напор также квадратично зависит от оборотов! Правда, 120 ваттами всё равно пахнуть не будет, даже при пуске лишь 75 Вт, которые быстро упадут до установившихся 21 ватта.

Так что я всё равно не понимаю, как они эти значения придумывают.

В общем, на мой взгляд, за 400 рублей покупка неплохая. Корпус приличный, воздушный фильтр мне очень нравится, с работой своей справляется, а потом можно будет эту штуку раздраконить на плату зарядки Li-Ion от USB, неплохой сильноточный выключатель и какую-никакую банку. А что все характеристики с потолка - в первый раз, что ли...

Мне хочется однажды "реабилитировать" показатель PMPO, считаю, он сам по себе был неплох, пока китайцы не воспользовались им для своих тёмных делишек!

странные девайсы, робот-мусорщик, рубрика для дома для семьи

Previous post Next post
Up