10 000 км на велосипеде

Oct 04, 2023 02:56

С 21 мая 2021 года, когда начал вести строгий учёт, сколько проехал на велосипеде, наступило круглое число: проехал 10 000 км. Случилось это 27 сентября 2023, т.е эти километры я проехал за 863 дня. Впрочем, только в 326 дней из них я вообще садился на велосипед. Ну, эта вся статистика с начала сентября не сильно поменялась.




Как водится, на подходе к этим 10 000 началась череда поломок.


Только хотел 19 сентября из РКК Энергия поехать на работу целиком своим ходом (чуть больше 30 км, после 15 км, которые я ехал из дому в РКК, а вечером ещё домой с работы, 18 км), как сломался задний переключатель: на более мелкие звёздочки переключает, а при повороте большим пальцем рычажка на переключение на более крупные (на пониженные передачи) ничего не происходит, рычажок не встречая сопротивления доходит до упора и ничего не делает.

Так что всё-таки купил билет из Подлипок до Яузы, надеясь, что пока буду ехать в тамбуре - починю. Ага, конечно:



внутри "болтался" обломок детали...

Весь этот переключатель ("манетку", крепящуюся на руль) я приобрёл в весной 2021 года. Предыдущий я сам поломал, когда упал, растянувшись на мокром настиле. Но сейчас каких-то серьёзных падений у меня не было, он поломался "на ровном месте", чуть-чуть не дотянув до 10 000 км "моторесурса". (собственно, у меня тогда шла целая череда поломок, отчего и начал вести статистику, понять, насколько это всё имеет смысл). Новый покупать мне не хотелось, я подумал, что из двух поломанных я смогу сделать один исправный. Правда, поломанный лежит на даче, так что до выходных придётся как-то перекантоваться.

Даже от платформы Яуза ехать на работу было стрёмно со сломанным переключателем, поэтому сделал финт ушами: вышел в Ростокино, а чтобы лишний раз не препираться с охранниками (если я взял билет до Яузы, турникет не пропустит на предыдущей остановке), с платформы спускался на лифте, и там из кабины повернул направо, в проход для инвалидов ("Где этот чёртов инвалид?" - "НЕ ШУМИ - ВОТ ИНВАЛИД" - показывая на велик), без турникета, просто секция ограждения, которую можно вручную открыть. Там пересел на Ласточку (МЦК) и на ней доехал до Андроновки.

Там уже ничего не оставалось, как поехать на поломанном велосипеде (хоть как-нибудь), и я с удивлением обнаружил, что скорость "2-8" меня вполне даже устраивает! Обычно я боюсь такую устанавливать, полагая, что под большой нагрузкой цепь будет непременно "проскакивать" на самой маленькой задней звёздочке. Ничего подобного! Поскольку я на ней вообще не ездил, цепь там держится как вкопанная.

Так что решил вечером домой поехать всё-таки на велосипеде, на одной скорости. И, как ни странно, доехал за то же время, как и обычно, за 40 минут до "любимого" светофора через проезд Серебрякова на Ботаническом саду.

Поэтому и на следующий день я поехал на работу на велосипеде, и назад тоже. По пути заснял футбольное поле:






Сразу вспомнилась серия Тома и Джерри про гольф, где столь же раздолбанное поле для гольфа и надпись "Пожалуйста, замените дёрн!". Попробовал найти эту фразу в яндексе, ровно один результат:



Забавно...

Ещё днём позже, в четверг, также поехал своим ходом, с заездом в пункт выдачи "Все инструменты" в Лефортово, я там заказал большую струбцину, которой я собирался в следующий раз зажимать только что наклеенную заплатку, чтобы она хорошо приклеилась по всей поверхности. Правда, струбцина оказалась чуть кривоватой:







Но в целом сойдёт, резинка "сгладит" непараллельность...

А ещё взял тальк "для шиномонтажа".




Это мне коллега объяснил, что мелкая дырочка в камере, вроде такой: https://youtube.com/shorts/OH0vlZ_wuzg?si=h8qII4IiptzBZBde
вряд ли была вызвана проколом, а скорее камера и покрышка как-то неудачно слиплись, поэтому когда я въезжаю на бордюр (или с бордюра), покрышка деформируется, а прилипшая к ней камера - тоже (вместо того, чтобы "комфортно" занять весь доступный объём), отчего и рвётся. И если всё это хорошенько натереть тальком - подобные случаи должны практически сойти на нет! Вообще, у меня редко камеру приходится латать - за год ровно дважды, но чего бы и не попробовать...

А в пятницу (ещё днём позже) у меня поломалась правая педаль:



В общем-то, логично: обычно я при заезде в горки включал пониженную передачу и педали особенно не мучал. А тут "1-8" включаться не желает: это самый сильный перекос цепи (от крайней левой спереди до крайней правой сзади), а рамка переднего переключателя уже упирается в раму велосипеда, так что приходилось заезжать всё на той же "2-8", довольно основательно наседая на педали. Ну ладно, это какие-то самые простые педали, которые на этом велосипеде стояли с самого начала, имеют право...

В понедельник, приехав на работу, обнаружил царапины на своей предельно изношенной покрышке:



аж нити корда оттуда торчат, это не к добру...

Так-то я примерно понимал, что это я об асфальт её стёр. Время от времени на меня выскакивают собачки, и я даю по тормозам, отчего заднее колесо идёт юзом. Но такие аккуратные параллельные царапины навели на другую мысль, кто это сделал:



ОН СУЩЕСТВУЕТ!

На следующий день наконец-то взялся за переключатель скоростей. Теперь вижу, от какой детали кусочек отвалился. Это "собачка", которая упирается в зуб и заставляет передачи переключиться, а при обратном ходе перескакивает на следующий зуб.






Как говорится, "найдите 10 отличий". Слева направо - рукоятка от старого переключателя, сама она изрядно погнута, но собачка цела. "Сверху вниз" - нынешняя рукоятка со сломанной собачкой.



Отличия, безусловно, есть, но старая собачка более-менее встала. Далее надо было всё это собрать назад. Очень удивился верхней детали, которая не давала мне открутить гайку:



Оказывается, здесь сильно затягивать гайку нельзя - от этого весь механизм заклинит. Обычно, в таких случаях используют гайку и контрагайку, которые "держат друг друга", но здесь почему-то взамен применили эту пластину, а затем ещё фиксатор резьбы. Вообще, какой-то потрясающий разнобой решений в велосипеде. С теми же конусами - во втулках (ступицах), в каретке, в рулевом стакане и в педалях - везде сделано ПО-РАЗНОМУ!

В общем, переключатель заработал. Но "смеху ради" я сейчас продолжаю кататься "на одной задней передаче", только теперь это 2-7, а через некоторое время опробую 2-6 и далее. Так я смогу оценить, насколько меня устроил бы велосипед с 1 скоростью, либо с планетарной втулкой на 3 далеко разнесённые скорости. Отдали мне огроменную правую педаль:






Шикарно!

На радостях в этот день исполнил свою затею: доехал до РКК Энергия, оттуда своим ходом на работу, а с работы вечером домой, итого 63 километра за день, и даже поработать успел. Вечером стал смотреть, сколько же я проехал, и обнаружил: 9998,8 км. Почти...

И наконец, на следующий день снова поехал своим ходом. На обратном пути почувствовал, что колесо "бьёт". Вернувшись домой, понял, почему:






Ага, там, где нити корда порвались, конечно же развилась грыжа, хорошая такая, но, как ни странно, я всё-таки доехал на накачанном колесе! Всё, этой покрышке пора на пенсию!



У меня уже была на другом колесе (на том, что заспицовано в 4 креста) забортована новая покрышка, Michelin (см фото в начале поста). А старое колесо ("Декатлоновское") пора перебрать, я уже 2500 км как не заглядывал во втулку, хотя люфт проверял достаточно регулярно, и пару раз затягивал эксцентрик. Как ни странно, обычно это помогает убрать люфт во втулке! Надо сказать, неплохо:



Всегда приятно увидеть рыжую смазку, куда хуже когда она совсем чёрная - значит она вся в продуктах износа.



Конус в раковинах с одной стороны. Если повезёт, при следующей установке колеса шарики начнут опираться на новое места, например, сюда:



Второй конус примерно в том же состоянии:



И также раковины лишь в одном месте:



Шарики хороши, на них никаких дефектов не видно:






На чашках видна серая полоса, по которой перекатываются шарики, но никаких раковин там нет. Как и положено, чашки сделаны из более твёрдой стали (подкалённой видимо), потому как менять их гораздо сложнее, чем конуса. А конус намеренно выполнен как "жертвенный" - он всё принимает на себя, и затем можно за 50 рублей купить новый. А пока и покупать не хочу, у меня Commuter Bike. Раз он ездит - пущай ездит, даже если из-за этих раковин где-то я какие-то ватты мощности теряю. Вообще пофиг, на светофорах я дольше стою.



Левая чашка (со стороны дискового тормоза, которого у меня нет):






Тоже неплохо!

Традиционно, затолкал туда литолу от души, собрал назад, настроил конуса, камеру натёр тальком - и повесил колесо на стенку, до лучших времён. На ближайших выходных ещё поковыряюсь с отечественной покрышкой Петрошина. Когда-то купил переднюю и заднюю, по 400 рублей за каждую (в розницу). К передней никаких нареканий, сейчас на ней и езжу. А вот задняя почему-то самопроизвольно разбортовывалась несколько раз, из-за чего я убрал её в сарай. Но теперь у меня уже ни одной запасной не осталось, надо с ней счастья попытать. Промерить диаметр каждого обода - и установить её на самый крупный, глядишь, поездит.

"В комплекте с педалью" мне отдали напрочь убитое заднее колесо. В нём лопнули 2 спицы, а ещё, как говорят, во время велопохода куда-то потерялась затяжная гайка, они попытались "в походных условиях" найти что-то подходящее, это была барашковая гайка М10х1,5 (т.е резьба обычного шага), которая почему-то не пожелала нормально накручиваться на велосипедную резьбу М10х1:



Так что мне вручили отдельно колесо и отдельно, в коробочке - все детальки втулки (ось, конуса, проставки, контрагайки, пыльники). И да, это вариант С ТРЕЩОТКОЙ, т.е на самой втулке колеса трещотки нет, на неё накручивается набор звёзд, в который эта трещотка встроена. Подобная конструкция имеет характерный изъян: если вес ездока больше 50 кг, и он хоть иногда прыгает по бордюрам, ось неизбежно гнётся.

Что ж, плашку М10х1 у себя откопал.



Уже и не помню, для чего её покупал, но вот нашлось применение. Резьбу восстановил худо-бедно:



Пришлось купить съёмник трещотки аж за 167 рублей (включая доставку в пункт выдачи товара), чтобы добраться до спиц. Разумеется, обе спицы лопнули со стороны звёздочек, поскольку там они идут под более острым углом и неизбежно натянуты раза в 1,5 сильнее, чем спицы с левой стороны. У меня были спицы ровно этой длины на замену, и чёрные, и серебристые. Решил поставить чёрные, чтобы знать, какие "родные", а какие заменены:



Собираем всё воедино, хорошенько промазав литолом:



И тут же обнаруживается, что ось, конечно же, погнута: https://youtube.com/shorts/TVoZTwdyJlM?si=4AnIBFf2GL-JR80V

В общем, такое себе... Думаю, когда убью нынешнюю трансмиссию, можно будет попробовать на это колесо перейти, у него звёздочки имеют малый износ. Гнутая ось неприятно, но, хотя бы, она сплошная, без эксцентрика. "Клин клином вышибают" - поставить её так, чтобы во время прыжков по бордюрам она выгнулась назад :) Ну а ушатаю - пойдёт на запчасти. Тут и конуса, и спицы, и обод, всё такое вкусное!

Пошли дела кое-как... Главное, постараться продолжать ездить и осенью, и зимой, и ранней весной.

поездки, странные девайсы, робот-мусорщик, работа

Previous post Next post
Up