"Рассказ служанки": Антиутопия в костюмах

Jul 06, 2017 00:26

Посвятив прошедший понедельник финальному кругосветному посту, чтобы не оставить блог без традиционного «костюмного» поста у меня осталась...вся остальная неделя. Сегодняшний костюмный пост может показаться кому-то из вас необычным (ведь в фильме, который я выбрала на этот раз совсем немного костюмов), но он поднимает темы, важные для меня самой, и мне хочется поговорить об этом.

«Рассказ служанки» (2017) - новая экранизация романа Маргарет Этвуд, антиутопии страшной и потрясающей одновременно, где перед глазами возникает мир, где лишают прав и подавляют женщин. История, доказывающая, что роковой может стать «пресловутая» и вечная женская борьба и солидарность (или отказ от неё). Десять живых и тревожных глав, от которых я не смогла оторваться и которые, пусть это громко и пафосно звучит, но все-таки позволяют мне радоваться, что мой скромный труд тоже связан с women empowerment.

«Рассказ служанки» проводит также несколько неожиданную (неожиданную ли?!) параллель с современным миром...моды, где тренды и понятия must-haves превращают одежду в своего рода униформу, где определенный стиль / бренд / наряд - не инструмент самовыражения, но символ принадлежности к определенному социальному классу или группе.





Также и одежда в «Рассказе служанки» наполнена сивмолизчным смыслом, по своей сути разделяя новое общество на «касты», кроша его на несоединяемые частицы. Это новое общесто - страна Гилеад, в недалеком будущем сформировавшаяся на месте США, и живущая согласна законам Ветхого Завета и при тоталитарном режиме. Женщины здесь лишены личности, истории и даже имен и втиснуты в узкие рамки гендерных ролей. Ну а для каждой роли полагается свой костюм, который художники по костюмам (во главе с Ane Crabtree) наполнили страшным в своей наготе символизмом.




Как режиссер жуткой пьесы, лидеры Гилеада распределили между женщинами несколько социальных ролей: Жена, Марфа, Тетушка-Наставница и... Служанка. Служанки - единственные женщины, сохранившие способность зачать и родить ребенка. И в бесплодном Гилеаде им отведена единственная роль - зачать, выность и родить ребенка для своей хозяйки aka Жены одного из лидеров нового режима. И т.к. в Гилеаде у каждой «касты» свой костюм, Служанки не исключение - они одеты в красное, цвет жизни и крови, цвет реального плотского материнства.



Одновременно с этим цвет их одежды как символ страсти, похоти и первородного греха, который переложен на них Женами лидеров-офицеров, присвоившими себе статус духовности и право на непорочное зачатие. И как доказательство, выбравших для своей одежды синий / бирюзовый цвет, напоминающий плащ Богородицы:




заметьте, что традиционный костюм Мадонны сочетает голубой с красным
(т.е. "тандем" Жены и Служанки)



При этом смотрите, как в одном образе сочетаются протеворечивые символы. Так, часть деталей костюма Служанки, в частности, их белоснежные боннеты и чепцы, напоминают зрителю наряд пуритан, первых американских поселенцаев, «прославившихся» своими строгими религиозными правилами и «охотой на ведьм».









Они же (боннеты, которые в Гилеаде зовут «крыльями») имеют и пугающий практический аспект. Каждой Служанке предписано надевать этот головной убор, выходя из дома, что полностью закрывает ее лицо, становясь своего рода шорами, скрывающими от женщины окружающий мир, оставляя лишь узкую тропинку перед глазами.



И тем ироничнее, что под широкой накидкой Служанки носят длинные и вместе с тем облегающие платья. У этих платьев достаточно глубокий вырез, открывающий шею и ключицы. С одной стороны, это подчеркивает слабость, уязвимость Служанок. Но также не отрицает (и даже подчеркивая), что для их хозяев-мужчин, которые, прикрываясь религией, лишили женщин прав и ежемесячно их насилуют, Служанка - не только детородный инструмент, но и объект сексуального влечения.



Подобное лицемерие подчеркивает существование в Гилеаде борделя, куда религиозные лидеры приезжают сами, иногда прихватив с собой и служанок. Естественно, переодетых в новый ролевой «костюм». Для главной героини-Служанки художники по костюмам выбрали следующее платье:



Выбор совершенно не случайный, потому что помимо очевидных открытой спины, длины выше колена, глубокого декольте, платье это в стиле «ревущих 20х», эпохи сухого закона, подпольных баров, атмосферы джаза и вечного праздника:







И в этом контексте как насмешка выглядит бирюзовая «духовная» накидка Жены, которой хозяин скрывает наряд Служанки по дороге на вечеринку в борделе:



И в противовес этому во флешбэках героини из прежней жизни она тоже часто в синем и голубом - это цвет женственности и материнства, который делает духовным и чистым свобода и счастье:





На этой ноте я ненадолго прервусь. Надеюсь, вам было интересно, так что уже завтра продолжение следует!...

П.С.
И по традиции попрошу. Если вам понравился этот разбор, то не забудьте поделиться им со своими читателями и друзьями - в своем блоге и/или в других соц.сетях и сообществах: Фейсбук, ВКонтакте и проч. Будет здорово, если отличную работу художников по костюмам, а также мой труд смогут оценить и другие. Спасибо!

шмотомоции, кино-образие, tv-lishious, костюмы, мысли стилиста

Previous post Next post
Up